Международный выставочный проект “VоTH/ВоТ”, презентация которого состоялась в Национальной художественной галерее “Хазине”, представляет творчество современных голландских и российских художников-концептуалистов, предлагающих свой взгляд на прошлое и настоящее нашей страны.
Несмотря на то, что их художественные позиции и взгляды на искусство во многом отличаются, участников проекта сближает стремление к оригинальности и независимости художественного высказывания.
Добавим, что “VоTH/ВоТ” – это путешествующая выставка. Проект стартовал в Красноярске, а после Казани выставку увидят в Екатеринбурге, Ярославле и Москве. И в каждом российском городе к ней присоединяются новые участники. В их числе четыре казанских художника – Илья Артамонов, Александр Дорофеев, Евгений Голубцов и Рамин Нафиков. А конечным пунктом станет голландский городок Сертухенбош, откуда родом художница Марьяна Тиувен, автор и куратор проекта.
По ее словам, исторически Голландию и Россию многое связывает, но взаимодействие и контакты наших стран в области современного искусства пока не столь развиты, и цель данного проекта – осуществить этот культурный и художественный обмен на самом высоком уровне.
Презентация выставочного проекта в Казани была приурочена к визиту в нашу республику большой делегации представителей деловых кругов Голландии во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Нидерландов в Российской Федерации Роном Келлером.
“Эта выставка доказывает, что контакты между Россией и Нидерландами имеют не только историческую ценность, но и широкие перспективы, они нацелены на будущее”, – сказал господин посол на торжественной церемонии открытия выставки.
Приветствуя организаторов и участников российско-голландского выставочного проекта “VoTH/ВоТ”, заместитель Премьер-министра – министр культуры Татарстана Зиля Валеева отметила, что впервые в залах галереи “Хазине” представлены произведения актуального искусства. “Нам очень интересен этот опыт”, – сказала вице-премьер. Зиля Валеева также обратила внимание на тот факт, что в этот же день в Нидерландах начались гастроли оперной труппы Татарского академического театра им. М.Джалиля, спектакли которого уже много лет пользуются неизменным успехом у голландской публики.
В церемонии открытия выставки также принял участие директор Департамента внешних связей – помощник Президента РТ по международным вопросам Тимур Акулов.
Судя по каталогу выставки, в Казани представлена лишь малая часть работ, созданных в рамках проекта, но, возможно, именно в силу немногочисленности экспонатов можно безошибочно определить смысловой центр экспозиции. Это инсталляция Марьяны Тиувен “Разрушенный дом”, где энергия жизни, духа (сложенные в штабеля книги, читай: великая русская литература) и энергия упадка, разрушения (скелетированные останки дома, обреченного на снос) перетекают одна в другую…
При всем почтении к русской культуре над голландскими участниками проекта явно не довлеет книжный образ “богоизбранной” России, наоборот, глядя на некоторые их работы, скорее уверуешь в нашу богооставленность… Вот, к примеру, “Ипатьевский альбом” Наташи Кенсмил, которому, на мой взгляд, больше подошло бы другое название – “Дом с привидениями”. Трагедия царской семьи, разыгравшаяся в подвалах Ипатьевского дома, вдохновила голландскую художницу на создание настоящего мистического триллера с ожившими мертвецами, вурдалаками и т.д. Возможно, Наташе Кенсмил это и простительно, ведь она никогда не была в Екатеринбурге и вообще в России, причем, как она признается, совершенно сознательно, по ее мнению, необходимо расстояние, чтобы “дойти до сути этой тайны”.
Работы российских участников проекта – Андрея Ройтера, Виктора Алимпиева, Аркадия Насонова и других – также апеллируют скорее к разуму, игре воображения, нежели к чувствам зрителей. Художников увлекает сам процесс “реконструкции” и смешения исторических, культурных мифов ради новых смыслов.
Все это любопытно, где-то остроумно, где-то непонятно, но почти всегда – бесстрастно. Нам же по старинке не хватает эмоциональной вовлеченности… Потому что мы любим даже свои иллюзии и мифы, больше того, мы прорастаем из них и наблюдаем ту жизнь, которая подчас шокирует иностранцев, на расстоянии вытянутой руки.
Тютчевское “умом Россию не понять” в каком-то смысле тоже миф, но по отношению к участникам данного выставочного проекта он, пожалуй, не утратил своей актуальности…