Вернисаж с чаепитием “по-репински”

Кто знаком с постоянной экспозицией Музея изобразительных искусств РТ, знает, что одна из жемчужин его коллекции – три женских портрета кисти Ильи Репина.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

information_items_1347369050
Кто знаком с постоянной экспозицией Музея изобразительных искусств РТ, знает, что одна из жемчужин его коллекции – три женских портрета кисти Ильи Репина. Эти великолепные полотна в старинных массивных рамах как нельзя лучше вписались в контекст открывшейся здесь выставки, приуроченной к 165-летию со дня рождения великого русского художника и 110-летию знаменитой репинской усадьбы “Пенаты”.

Обе даты, строго говоря, не юбилейные, но выставка из фондов Российской академии художеств, филиалом которой является музей-усадьба “Пенаты”, получилась интереснейшей. К слову, формировалась ее экспозиция в течение 20 лет, и многие экспонаты впервые оказались за пределами Ленинградской области.

В первых двух залах представлено более ста редких фотодокументов, рассказывающих о частной жизни Ильи Ефимовича Репина, о людях, с которыми художник общался в “Пенатах”, а также об истории самой усадьбы.

Вторая часть выставки состоит из 53 копий графических портретов, выполненных Репиным в “Пенатах” в личном альбоме его второй жены Наталии Борисовны Нордман. В 1911 году эти рисунки, различные по технике, но объединенные размерами и материалом – тонким серым картоном, листы которого некогда были сброшюрованы в альбом, были представлены Репиным на Всемирной выставке в Риме. В настоящее время листы рассеялись по всему миру, по музеям и частным коллекциям, собрать все оригиналы не представляется возможным, но, к счастью, сохранились фотографии и репродукции многих рисунков из “Альбома Н.Б.Нордман”, и впервые они экспонируются вместе. Модели рисунков – это гости репинских “Пенатов”: В.Стасов, М.Чуковская, актриса Л.Яворская, писатель и наш земляк Е.Чириков и многие другие.

По словам директора музея-усадьбы и куратора выставки Татьяны Бородиной, датой рождения “Пенатов” считается 27 мая 1899 года. В этот день на имя Наталии Борисовны Нордман была оформлена купчая на приобретение в поселке Куоккала на Карельском перешейке участка леса с летней финской дачей, на месте которой вскоре был построен необычный по архитектуре, под стеклянной крышей двухэтажный дом, а лес обустроен в парк. Это был подарок Ильи Репина женщине, одарившей немолодого уже художника своей любовью и пониманием. По моде тех лет усадьбе дали имя “Пенаты” в честь древнегреческих богов, хранящих тепло домашнего очага.

Восхищение знаменитого художника неординарной личностью собственной жены нашло отражение во многих портретах Наталии Борисовны: читающей, пишущей за столом, сидящей за роялем… А ее потребность в общении с людьми различных интересов и социального положения еще больше сблизила их с Репиным. Дом в “Пенатах” был демократичным в самом широком смысле этого слова: от удивлявших многих правил приема гостей, видевших повсюду надписи, призывавшие к самостоятельности, до воскресных кооперативных собраний. Здесь бывали многие известные писатели – Бунин, Есенин, Куприн, Маяковский, Горький… По соседству с “Пенатами” жили Леонид Андреев и Корней Чуковский.

Когда Илья Ефимович и Наталия Борисовна поселились в “Пенатах”, фотография уже перестала быть экзотическим изобретением. Снимки дома, его интерьеров и, прежде всего, их обитателей и многочисленных гостей не сходили со страниц популярных журналов и газет. Причем снимали здесь не только известные мастера, такие, как, например, Карл Булла, которого называют “отцом российского фоторепортажа”. Многие фотографии, представленные на выставке, сделаны самой Наталией Нордман, окончившей фотографические курсы при Русском техническом обществе. И хотя ее снимки не всегда совершенны, они несут историческую правду об усадебном быте, перестройке дома и работах в парке. Таким образом “Пенаты” обрели свою фотографическую летопись, частью которой стали мировые войны и революции. Колесо истории, разрушив многое, прокатилось и здесь. Но благодаря этим фотографиям удалось воссоздать то, что казалось уже навеки утраченным.

Волею судьбы Илья Репин переживет жену и завещает “Пенаты”, где прошли почти 30 лет его жизни, наполненных интенсивной творческой работой, Российской академии художеств. Согласно его воле здесь же, на территории усадьбы, великий художник был похоронен. В 1962 году “Пенаты” получили статус государственного музея-усадьбы.

Первыми посетителями выставки в ГМИИ РТ стали казанские журналисты, которым в завершение увлекательного рассказа об истории и быте знаменитой усадьбы было предложено чаепитие “по-репински” – с душистым, заваренным на травах чаем и “фирменными” пирожками с маком.

Выставка “История усадьбы. Пенатам – 110 лет” продлится в Казани до февраля 2010 года.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще