Исанбет – это звучит!

В Татарском академическом театре имени Г.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

В Татарском академическом театре имени Г.Камала прошел вечер памяти заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Татарстана, актера и режиссера Празата Исанбета (1927-2001). В эти дни ему исполнилось бы 80 лет… На вечере с воспоминаниями выступили актеры-камаловцы, известные писатели, музыканты. Состоялась также презентация книги, посвященной жизненному и творческому пути Празата Исанбета, а в фойе театра открылась выставка его картин.

От отца, выдающегося татарского писателя Наки Исанбета, он унаследовал не только творческую одаренность, но и твердость характера, которая проявилась уже тогда, когда внешне мягкий, интеллигентный Празат против воли отца (при всем к нему уважении) решил, что будет поступать в ГИТИС, на актерский…

Весь полувековой творческий путь Празата Исанбета связан с камаловской сценой. Уже в первые годы им были созданы яркие сценические образы в произведениях национальной, русской и зарубежной классики. Театралам старшего поколения до сих пор памятны его Дерамо в спектакле "Король-Олень" К.Гоцци, Васильков в "Бешеных деньгах" А.Островского. И поныне камаловцы с сожалением говорят о том, что Празат Исанбет слишком рано ушел со сцены, "зарыл свой актерский талант", отдав предпочтение режиссуре.

Он осуществил более семидесяти постановок, в том числе спектакли "Муса Джалиль" и "Гульжамал" по пьесам Наки Исанбета, "Эзоп" Г.Фигейредо, "Тартюф" Ж.Мольера, "Мера за меру" В.Шекспира. Возможно, не всегда его спектакли поражали новизной и яркостью театральной формы, но их неизменно отличали высокий профессиональный уровень и безупречный художественный вкус.

В последние годы жизни Исанбет углубленно изучал творческое наследие Гаяза Исхаки и был причастен к возвращению на татарскую сцену таких его произведений, как "Зулейха", "Брачный контракт", "Жан Баевич".

И уже совсем недавно многим открылась еще одна грань его творческого дарования. Нет, в театре, конечно, знали, что Празат Исанбет хорошо рисует, не раз видели, как он, сидя на собрании где-нибудь в уголке, делает какие-то наброски карандашом. Но никто, в том числе и сам Исанбет, не относился к этому всерьез. Тем более что, в основном, он рисовал карикатуры, дружеские шаржи на своих же коллег. И вглядываясь сегодня в эти сделанные с натуры "несерьезные" портреты, в том числе корифеев татарской сцены, отдаешь должное его наблюдательности, умению несколькими штрихами передать главное и в облике, и в характере человека, а также чувству юмора – тонкому, незлобивому… Наверное, оно не раз выручало его и в жизни.

По воспоминаниям коллег и друзей, Празат Исанбет прежде всего был художник, можно даже сказать – эстет. Он любил книги, музыку, уединение и чурался всего того, что называется "делать карьеру". Бытует даже мнение, что скромный, "бесхарактерный" Исанбет, находясь долгое время в тени такой мощной и авторитетной фигуры, как Марсель Салимжанов, не смог в полной мере реализовать себя в театре. Так это или нет – судить сложно. Да, он не был, как сейчас говорят, публичным человеком, не стремился быть на первых ролях, но в театре у него была своя творческая ниша, "свои" актеры, вместе с которыми он искал, экспериментировал, прививая зрителям вкус к классической драматургии, к литературному языку, приучая их самостоятельно мыслить и доверять собственным чувствам. А еще – почаще прислушиваться к своему внутреннему голосу, к совести, одним словом. Это тот "собеседник", которому сам Празат Исанбет верил безоговорочно, что многое объясняет и в его творческой манере, и в жизненной позиции. И самое главное – вот за эту совестливость его больше всего уважали и любили.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще