Известно, каких огромных усилий стоило в свое время дирекции театра им.М.Джалиля организовать приезд в Казань Рудольфа Нуриева…
И вот сбылась еще одна мечта казанских балетоманов – в рамках XX Нуриевского фестиваля они увидели сразу два балета Бориса Эйфмана, одного из выдающихся деятелей современного театра и самого востребованного в мире российского хореографа. Думается, это событие по своей значимости лишь немногим уступает первому. Да и от организаторов Нуриевского фестиваля оно потребовало не меньше времени и усилий. Потому что заполучить на два дня труппу Бориса Эйфмана ( сам хореограф, к сожалению, приехать не смог), которая разъезжает по всему миру, задача архисложная.
Впервые о Борисе Эйфмане заговорили в 1975 году. Тогда на сцене Кировского, ныне Мариинского театра им был поставлен балет “Жар-птица” на музыку Игоря Стравинского. Вскоре молодой хореограф получил возможность создать свой театр – Ленинградский Новый балет (ныне – Санкт-Петербургский академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана). Причем изначально это был авторский театр, театр одного хореографа, что по тем временам являлось уникальным явлением.
С тех пор Борис Эйфман, за которым закрепилась репутация хореографа-философа, создал более сорока балетов. Среди них – “Идиот”, “Карамазовы”, “Анна Каренина”, “Реквием”, “Русский Гамлет”… На музыку П.Чайковского, И.С.Баха, В.А.Моцарта, Pink Floyd… В своих спектаклях Борис Эйфман обращается к важнейшим вопросам человеческого бытия и болевым точкам современности, его волнуют тайны творчества и магия гениев, мрачные глубины человеческой психики и высоты духа. “Моя цель – театр открытых эмоциональных переживаний. Создавая свою мистерию, в которой живут и действуют по твоим законам герои, ты творишь свой мир. Это моя собственная кардиограмма, ритм моего пульса…” – признается хореограф.
Это ключ к пониманию и тех балетов, которые увидели казанцы, – “Реквием” и “Мой Иерусалим”. Созданные в разные годы и в совершенно разной жанровой, пластической стилистике, они тем не менее воспринимаются как части одного целого, пронизанного мучительными вопросами: откуда я? Зачем я? Что я есть?..
У Эйфмана уникальная труппа. Все его артисты – от солистов до кордебалета – способны с равным мастерством выполнить и самые невероятные изобретения хореографа, и любое классическое па, они удивительно музыкальны и экспрессивны. Глядя на них, забываешь, что балет – самое условное и самое элитарное из искусств. У Эйфмана это самое живое из искусств, вернее – сама жизнь, полная страданий, надежд и любви…