Все дороги ведут в Арск

Если перефразировать известное высказывание о том, что все дороги ведут в Рим, то окажется, что на территории Татарстана с незапамятных времен все главные торговые пути пролегали через Арск.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Если перефразировать известное высказывание о том, что все дороги ведут в Рим, то окажется, что на территории Татарстана с незапамятных времен все главные торговые пути пролегали через Арск. Так получилось, что поселение, основанное еще булгарами на берегу Казанки, со временем оказалось на пересечении основных дорог, связывающих земли Казанского ханства.


Сегодня усилиями коллектива музея в нем живет дух прошлогоЗюринская дорога вела на Богатые Сабы и Тюлячи, Галическая – к восточным землям государства, Казанская – к его столице. Возникшее как крепость-форпост на северных рубежах Булгарского государства, Арское городище со временем в силу исторических причин становится крупным центром обширной территории Заказанья – так издавна назывался этот древний край, воспетый в бессмертных стихах Тукая.


Казалось бы, о местах здешних написано если не все, то очень многое. И все равно каждый раз, приезжая сюда, открываешь для себя что-то новое и интересное, заново переосмысливая вроде бы уже давно известные факты и события.


Северный форпост

Когда в IX веке на берега многоводного Итиля пришли передовые отряды булгар, основавшие здесь свое государство, перед его вождями сразу же встал вопрос о безопасности поселений, возникших на берегах великой реки. Земли в окрестностях Волги и Камы издавна славились заливными лугами, пастбищами, лесами, богатыми дичью, медом и пушным зверем. Еще в старинных русских летописях места эти назывались “подрайской землицей”, и желающих обосноваться здесь было немало. Чтобы обезопасить себя от воинственных соседей и тех, кто был не прочь поживиться за счет грабежа и разбоя, на окраинах молодого государства Волжско-Камской Булгарии возводятся приграничные крепости. Лесистая возвышенность, окруженная болотистой труднопроходимой местностью, как нельзя лучше подходила для строительства неприступной цитадели.


Первыми поселенцами этих мест были воины, охотники и ремесленники. Об этом можно судить по находкам, обнаруженным археологами на территории Арского городища. Большой тяжелый охотничий нож-пычак, вероятно, служил для разделки туш диких животных – медведей, кабанов и лосей, в изобилии водившихся в округе. Здешние мергены-охотники били зверя при помощи копий, рогатин, лука и стрел – их наконечники можно увидеть на стеллажах музея. А обломки керамической посуды с характерными “лощеными” краями говорят о том, что местным мастерам-горшечникам уже был знаком гончарный круг.


– И таких находок здесь множество, – говорит директор литературного музейного объединения “Заказанье” Ринат Фазлиахметов. – В последний раз здесь проводили раскопки археологи во второй половине девяностых годов прошлого века. Тогда было найдено немало интересных вещей как позднебулгарского, так и золотоордынского периодов. Хотя, я думаю, это далеко не последние находки.


И действительно, здешняя земля – настоящий кладезь для любителей седой старины: здесь где ни копни – везде история. Кажется, что прошлое смотрит на тебя отовсюду, даже с фасадов старинных городских домов, многим из которых уже давно перевалило за сотню лет.


Центр культуры и ремесел

Двухэтажное здание Арского музея тоже разменяло второй век еще семнадцать лет назад. Раньше, до революции, оно принадлежало местному богатому купцу. Но и сегодня усилиями коллектива музея в нем живет дух прошлого. Экспонаты и экспозиции подобраны таким образом, что в атмосферу давно минувших веков погружаешься сразу, едва переступишь порог.


– Исторически сложилось так, что после завоевания Казанского ханства именно территория северо-запада республики стала центром развития национальной культуры и ремесел, – говорит Ринат Ахметгалиевич. – Например, всем известные казанские мастера-кожевники, сохранившие секреты знаменитого ичижного шва и производства национальной татарской обуви, переселились после завоевания Казани Иваном Грозным сюда, на территорию современного Арского района. И сегодня продукция обувной фабрики хорошо известна в республике и за ее пределами.


К слову сказать, славился Арск не только своими нарядными сапожками, но и золототкаными изделиями. К сожалению, не все мастера ставили на свои изделия тамгу – личный знак, поэтому сегодня трудно установить имена тех, кто в совершенстве владел приемами изготовления нарядных тюбетеек и калфаков, сумев через десятилетия донести до нас красоту и самобытность татарского национального орнамента.


В музее татарской азбукиСюда же, в Заказанье, после падения ханства во второй половине XVI века переместился и центр духовного и культурного наследия. Здесь строятся медресе – учебные заведения при мечетях, где ученики-шакирды получали не только религиозные, но и светские знания. Со временем они становятся центрами зарождения философских школ различных течений, давших целую плеяду известных просветителей, таких как Шигабутдин Марджани, Шамсутдин Культеси, Габденнасыр Курсави. Имя последнего связано с зарождением джадидизма – просветительского направления в исламе. Утверждая, что ворота иждихад – познания истины – открыты для каждого, Курсави еще в конце XVIII века одним из первых отошел от дословного толкования сур Корана, чем вызвал гнев ортодоксов ислама и даже был приговорен Бухарским судом к смерти, как опасный еретик, чудом сумев избежать жестокой расправы со стороны религиозных фанатиков. Сегодня, когда на Западе и у нас в республике так много говорят и пишут о евроисламе как о современной модернизированной модели мусульманского общества, мало кто помнит и знает, что истоки этого прогрессивного реформаторского учения зародились здесь, на земле Заказанья.


При каждом медресе обычно находилась мастерская переписчика, где переписывали Коран. За стеклом стеллажа – потемневшие от времени листы с изящной арабской вязью, оставленные безвестным каллиграфом много лет назад. И отнюдь не случайно арская земля стала родиной “Алифбы” – первой татарской азбуки, созданной педагогами Салеем Вагизовым и Рамзилей Валитовой. Сегодня музей “Алифба” – одно из подразделений в составе музейного объединения.


И бас шаляпинский звучал…

Традиционно Арский район связывают с именем Тукая. И это бесспорно, ведь именно здесь взошло солнце татарской поэзии. Однако можно назвать немало других писателей и поэтов, которых взрастила арская земля. Галиаскар Камал и Гумар Баширов, Гариф Ахунов и Мухаммет Магдиев, Сибгат Хаким и Диас Валеев – вот далеко не полный список тех, кто своим творчеством прославил нашу республику.Страницы старинного фолианта


Письменный стол с разложенными на нем рукописями и словно случайно забытые очки, старенькая пишущая машинка со сбитыми круглыми клавишами и накинутая на плечики стула куртка – так выглядит музейная экспозиция, посвященная творчеству Мухаммета Магдиева. Кажется, писатель лишь на минуту покинул свое рабочее место, где рождались яркие строки и неповторимые образы его произведений о сложной судьбе до и послевоенной татарской деревни. За этим столом были написаны его известные произведения “Мы дети сорок первого года”, “Человек уходит – песня остается”, “Прощание”. Со страниц этих книг дышит жизнь татарского села, яркая, многообразная и самобытная, мастерски и с достоверной точностью изображенная писателем, которого сегодня по праву называют истинно народным.


– Почти половина татарских писателей – уроженцы Арского района, – говорит Ринат Ахметгалиевич. – В этом зале собраны материалы о восемнадцати поэтах и прозаиках – наших земляках.


Перечень знаменитостей Арска будет неполным, если не назвать имени великого русского певца Федора Шаляпина. Мало кому известно, что первые шаги к творческому триумфу знаменитый бас делал здесь, когда, как свидетельствуют музейные документы, с 1885 по 1886 год проходил обучение в Арском реальном училище, а по воскресным и праздничным дням пел на клиросе в церковном хоре в приходе одного из городских храмов. Кстати, в Арске Шаляпин оказался по воле своего деспотичного отца, который не желал даже слышать о будущей певческой карьере сына и направил его сюда, чтобы выбить из головы юноши эту, как он выражался, “блажь”. Однако судьба распорядилась иначе. Директор училища оказался руководителем церковных хоров в двух храмах Арска – Покровском и Воскресенском – и, как ценитель истинного таланта, не мог пройти мимо юного дарования. Много лет спустя, уже будучи широко известным в России, Шаляпин встретит своего первого наставника в Москве и подарит ему свою фотографию с дарственной надписью.


Известных лиц из числа, как нынче принято говорить, VIP-персон в Арске побывало немало. Достаточно вспомнить, что на майдане арского Сабантуя экс-президент России Борис Ельцин в июле 1996 года разбил горшок и получил памятный приз – чехол от охотничьей двустволки, о чем напоминают снимки на музейном стенде.


Между прочим, по данным некоторых историков, исследовавших метрические книги тех лет, родословная нынешнего Президента Татарстана тоже берет начало с арской земли. Об этом, в частности, свидетельствовал в свое время писатель Рахмай Хисматуллин из Набережных Челнов, утверждавший, что предки Минтимера Шаймиева шестого поколения происходят из села Анак, расположенного на территории Заказанья. Кстати, такое же название носит родное село Президента в Актанышском районе. И кто знает, сколько еще известных людей вышли и выйдут из этого поистине благословенного края.


Хранилище разумного, доброго, вечного

Слушая рассказ директора музейного объединения, я все время ловил себя на мысли о том, что материалов, собранных в этих стенах, с лихвой хватило бы не на одну научную работу. К сожалению, далеко не все из богатейшего наследия сегодня доступно тем, кто желает к нему приобщиться.


– Материалов очень много, однако музейные площади сегодня просто не могут вместить все из того, что находится в его запасниках, – говорит Ринат Фазлиахметов.


Например, имеется интересный и разнообразный материал об истории Заказанья, но из-за тесноты и отсутствия дополнительных помещений он представлен всего лишь двумя стендами. Многое из того, что представляет интерес для знатоков и любителей истории края, посетитель просто не может увидеть. А ведь это подчас уникальные вещи, способные рассказать о славном прошлом Заказанья и его людях.


– Два года назад мною была составлена проектно-сметная документация на строительство дополнительного здания, в котором мог бы разместиться музей истории и краеведения, – продолжает Ринат Ахметгалиевич.- Вроде бы и сумма в масштабах района получилась не такая уж и большая – пять миллионов рублей, однако пока проект лежит без движения.


Невозможно смотреть в будущее, не зная своей истории. Прошлое народа, его историческое и культурное наследие и духовность не измеришь никакими деньгами. Важно, чтобы люди не забывали эту истину.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще