Душа мастера живет в его изделиях

Оста – мастер, так почтительно называли в старину на селе известных ремесленников.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

information_items_1347368895

Оста – мастер, так почтительно называли в старину на селе известных ремесленников. Тех, кто изделиями своих рук снискал славу искусного кузнеца, гончара, плотника или кожевенника. Издавна в каждой деревне были своя кузница, горшечная мастерская, свои мастерицы-золотошвеи, умельцы по изготовлению деревянной посуды, окон из дерева, кожаной сбруи для лошадиной упряжи или валяльщики валенок.

История возникновения и развития ремесел Казанского края уходит корнями в глубокое прошлое. Со времен расцвета Волжской Булгарии славились местные мастера-кожевенники выделкой сафьяновых сапог, которые продавали соседям – в них щеголяли русские князья и дружинники. А фрагменты керамической посуды, изготовленной булгарскими гончарами из красной глины, археологи находили при раскопках в окрестностях Киева и других древнерусских городов.

В кабинете генерального директора Центра развития народных художественных промыслов и ремесел Татарстана Нури Мустафаева, кажется, собрано все многообразие мира декоративно-прикладного искусства нашего народа. Такое впечатление, что ты попал в зал этнографического музея, экспонаты которого – от огромного вырезанного из дерева красавца орла до миниатюрных керамических фигурок персонажей народных сказок – здесь можно увидеть повсюду. Они развешаны по стенам, расставлены на стеллажах, даже на столе хозяина необычного кабинета.

– Вы только посмотрите, – Нури Амдиевич протягивает мне изящные кожаные туфли, украшенные затейливым орнаментом. – Вот что значит ручная работа – знаменитый ичижный шов! Клея тут нет ни капли, все прошито вручную, век носи – не износишь…

От причудливого узора на бархатной шкатулке невозможно оторвать взгляд. Сколько кропотливого труда вложено мастерицей, создавшей это чудо! Открываю шкатулку, в ней – нарядная, богато расшитая цветным бисером тюбетейка, ставшая сейчас неизменным татарстанским подарком почти на всех презентациях и официальных приемах иностранных делегаций. Но здесь уже совершенно иной узор, не похожий на тот, что красуется на шкатулке.

– Двойной семейный подарок, – шутит Нури Амдиевич. – Мужу – тюбетейку, супруге – шкатулку для драгоценностей…

Помимо золотого шитья и художественного ткачества, а также кожевенного и гончарного дела, традиционными промыслами для нашего края издавна явля-

лись резьба по дереву и кости и, конечно же, ювелирное искусство – знаменитая бугорчатая скань, – женские украшения из тончайшей серебряной проволоки пользовались среди красавиц особым спросом.

Вновь и вновь рассматриваю образцы работ. Интересна коллекция шамаилей – красочно оформленных изречений из Корана, вышитых на шелке, мастерски выполненных из цветного стекла или вырезанных на дереве. Поражают великолепием ювелирные изделия, богато инкрустированные рукояти ножей и охотничья двустволка с затейливой насечкой на цевье и прикладе.

Мимо некоторых изделий нельзя пройти без улыбки. Забавные фигурки кукол – смешной толстячок в тюбетейке и жилетке нараспашку, важно восседающий на груде подушек с пиалой чая в пухлой руке, гармонист, развернувший свою трехрядку, сельская красавица с коромыслом через плечо – сразу же привлекают внимание. Отдельно представлены куклы – исторические персонажи во главе с царицей Сююмбике в расшитом блестками платье.

Все эти изделия дышат теплом рук создавших их мастеров.

– Когда страна находилась в состоянии кризиса и шла смена общественного строя, развитию художественных промыслов уделялось мало внимания, – продолжает Нури Амдиевич. – А ведь именно они испокон веков являлись лицом самобытности любого этноса. Недаром говорят: душа народа живет в его ремеслах.

В 1999 году в республике был создан художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам при Кабинете Министров, который разработал правительственную программу возрождения и развития в нашем крае художественных ремесел и декоративно-прикладного искусства. Одним из шагов ее реализации стало создание Палаты художественных промыслов и ремесел – организации, объединившей людей, способных выразить в своем творчестве все многообразие нашего культурного наследия. Палата стала своеобразным домом искусств, домом рекламы, пропаганды и защиты интересов мастеров – хранителей и продолжателей богатейших традиций народного творчества.

За шесть лет сделано немало. И если в первый год существования палаты под ее началом удалось собрать всего лишь тридцать пять человек, уровень мастерства которых соответствовал необходимым требованиям, то в 2005 году был издан каталог, в котором показаны работы уже более 130 мастеров, способных представлять нашу культуру в декоративно-прикладном искусстве на самом высоком уровне.

Число желающих попробовать свои силы на ниве прикладного творчества растет. В республике немало молодых талантов, изделия которых впервые смогли увидеть посетители не только российских, но и международных выставок во Франции и Португалии, в Италии и Германии, – ведь одной из задач палаты является представление работ широкой публике как у нас в стране, так и за рубежом. Произведения татарстанских мастеров и художников отмечены дипломами международных выставок, таких, как “Париж Экспо-2004”, мюнхенская выставка “Дом и ремесло-2003”, международная выставка художественных ремесел в Лиссабоне, Всероссийская выставка “Ладья”, и другими наградами.

В рамках правительственной программы за последние пять лет выпущено немало методической литературы и всевозможных пособий, в том числе богатейшее издание “Татарский орнамент” – книга, ставшая настольной для многих начинающих мастеров и художников, обогатившая их творчество. Не так давно было утверждено звание “мастер палаты”, которое предоставляет нашим художникам и ремесленникам льготы, и прежде всего право бесплатного пользования материалами архивов и музейных фондов республики.

В прошлом году в Татарстане принят закон о развитии народных художественных промыслов, недавно решено создать Национальный фонд народных художественных промыслов РТ.

В канун празднования тысячелетия столицы Татарстана мастера палаты были привлечены к изготовлению сувениров и памятных подарков, в том числе и для гостей самого высокого уровня, а также к украшению общественных зданий, мечетей, храмов, государственных учреждений. Общий объем работ наших мастеров в 2005 году превысил два миллиона долларов. Только в Палату ремесел поступило заказов почти на 16 миллионов рублей.

К сожалению, за последние десятилетия многие промыслы не только у нас в республике, но и в России были забыты и безвозвратно утрачены. В годы колхозного строя мастер-кустарь на селе не всегда вписывался в общую картину советской действительности и нередко попадал в разряд единоличников, что порой грозило неприятностями. Сегодня, когда созданы условия для развития всех форм собственности, появилась реальная возможность возродить забытые промыслы, традиционные для нашего края.

Сейчас центр совместно с палатой работает над созданием новой республиканской программы, которая предусматривает развитие ремесел на селе, где планируется открыть центры художественных промыслов с учетом традиций того или иного района. Скажем, Арский – издревле считался родиной искусных кожевников, лучшими мастерицами по узорному ткачеству славился Алексеевский район, а жители Кукмора с давних пор слыли непревзойденными мастерами по изготовлению валенок.

Создание таких центров, где будет проводиться обучение будущих мастеров, помимо всего прочего, должно стимулировать развитие экономики этих районов. Появятся новые рабочие места, а значит пополнится казна муниципальных образований за счет налогов, что очень важно в наши дни.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще