В улыбке очаровательной незнакомки в красном платье, непринужденно откинувшейся в кресле у окна, за которым раскинулся черно-белый зимний пейзаж, кроется какая-то недосказанность. А желтая роза в руке и клетка с канарейкой наводят на мысль о потаенных желаниях женской души, готовой вырваться из плена условностей и запретов. Темой неразделенной любви и женского одиночества дышат краски этой портретной композиции, которая занимает одно из центральных мест в экспозиции юбилейной выставки двух художников, открывшейся на днях в Зеленодольской городской школе искусств.
Как сказал мне один из авторов работы, художник из Зеленодольска Владимир Новиков, ее сюжетный замысел возник не сразу. Полотно, созданное им совместно с его другом и коллегой Евгением Бирючевским, рождалось долго, в несколько этапов, и лишь после того, как композиция приобрела необходимую законченность, она была выставлена на суд любителей живописи.
История знает немало примеров творческих союзов. Тандем живописцев из Зеленодольска сложился четыре года назад. До этого мастера кисти хотя и знали друг друга, однако мысль о совместном творчестве как-то не приходила им в голову. В их судьбе много общего: оба в детские годы учились в Зеленодольской художественной школе, оба отдают предпочтение портрету и пейзажу, оба отметили недавно пятидесятипятилетний юбилей.
Работы Владимира Новикова хорошо знакомы не только его землякам – они не раз выставлялись в выставочных залах Казани и за рубежом. Широкой известности мастера предшествовал долгий путь: учеба в художественном училище и Чебоксарском пединституте на художественно-графическом факультете, преподавательская деятельность в школе искусств. Успех к тогда еще молодому художнику пришел в середине семидесятых на выставке “Большая Волга”, где на его портреты обратили внимание маститые живописцы, а одна из его работ – портрет ветерана-зеленодольца Алексея Михайлова – была приобретена Музеем ИЗО РТ. Именно после той выставки Владимир получил приглашение от Хариса Якупова в творческую мастерскую Академии художеств, где работал на протяжении четырех лет. Эти годы дали ему очень много в плане творческого развития и оттачивания художественного мастерства.
Творческие пути Владимира Новикова и Евгения Бирючевского пересеклись четыре года назад, когда они встретились на одной из выставок. На первый взгляд трудно понять, как столь разные художники нашли что-то общее. По складу характера Владимир романтик, что чувствуется в его работах, особенно в пейзажах. А вот его коллега по творческому союзу Евгений Бирючевский, по свидетельству своего друга, – полная ему противоположность.
– Женя – более активный, более яркий, – говорит В.Новиков. – Мы прекрасно дополняем друг друга…
Подтверждение тому – их совместная юбилейная выставка, где представлено два десятка работ самых различных жанров – от пейзажей и натюрмортов до сложных композиций, поражающих разнообразием сюжетов и мастерством. Наиболее выразительны, на мой взгляд, две из них: групповой портрет семьи художника и композиция “Женщина в красном”, о которой шла речь выше. В отличие от обычного портрета, где зачастую достаточно лишь внешнего сходства, здесь художники посредством дополнительных деталей передают внутреннее состояние героя, раскрывают его образ гораздо шире, погружая зрителя в сложный мир переживаний и чувств того или иного персонажа.
Их нынешняя совместная выставка – уже не первая. Четыре года назад работы творческого дуэта из Зеленодольска казанцы могли увидеть в Выставочном зале Союза художников. Тогда это была своеобразная “проба кисти”. Сегодня творческий тандем успешно продолжает радовать своих поклонников новыми работами. В день открытия выставки, который совпал с юбилеем одного из них, виновники торжества принимали многочисленные поздравления от коллег, учеников и просто поклонников их таланта.