Просторное длинное помещение с окнами во всю стену, в котором – ничего лишнего. Только деревянные столы вдоль окон – во всю длину комнаты. За столами на деревянных лавках сидят в ряд женщины. Кто-то склонился над пяльцами, кто-то колдует над разложенным на столе куском кожи. Ощущение такое, как будто попал в сказку. “Три девицы под окном пряли поздно вечерком…”
Правда, здесь их не три, а гораздо больше, и не прядут они, а вышивают бисером да золотом или создают кожаные мозаики. Рядом на столах лежат уже готовые изделия – расшитые замысловатыми узорами тюбетейки, очечники, панно из кожи…
Цех по производству изделий в технике национальной вышивки и мозаики, являющийся филиалом казанского фонда НКЦ “Туран”, работает в поселке Ямашурма Высокогорского района с 1992 года. Местные мастерицы всю работу выполняют вручную, строго следуя вековым канонам татарского народного творчества, которые здесь передаются по наследству – от матери к дочери, от бабушек к внучкам.
Ассортимент изделий, выходящих из-под рук ямашурминских вышивальщиц, широк необычайно. Тут не только тюбетейки, но и другая национальная одежда: халаты, платья, рубашки, калфаки, жилеты… Есть в этом списке и подушки, и коврики для намаза, шамаили, сумочки, носовые платки. Одних только полотенец казанских делают 36 видов.
На то, чтобы вышить одну тюбетейку, уходит несколько дней кропотливого труда. Резкий запах, пропитывающий помещение цеха, напоминает о том, что национальное искусство, как и всякое другое, тоже требует определенных жертв: канва для будущей вышивки наносится на бархат специальной смесью, состоящей из зубного порошка и… керосина. Попробуй-ка посиди целый день, склонясь над мелкой ручной работой, да при этом еще постоянно вдыхая керосиновые пары!
Но зато уж результатами этого нелегкого труда невозможно не залюбоваться – каких только чудных рисунков не создают на своих изделиях ямашурминские вышивальщицы! Не случайно их работа неоднократно удостаивалась различных дипломов на всероссийских конкурсах изделий народных художественных промыслов. А одна из тюбетеек, расшитых мастерицами “Турана”, говорят, хранится у Президента России Владимира Путина.