Тысяча и одна голубая шаль

В Выставочном зале Союза художников Татарстана открылась юбилейная персональная выставка народного художника Татарстана Софьи Кузьминых.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

В Выставочном зале Союза художников Татарстана открылась юбилейная персональная выставка народного художника Татарстана Софьи Кузьминых.


Ее часто спрашивают, как случилось, что она, русская, всю жизнь занимается возрождением традиционных для татар художественных ремесел – вышивки, кожаной мозаики, считаясь ведущим специалистом по татарскому орнаменту. А это и вправду так. Софья Даниловна, создав десятки, а может, и сотни его вариантов, еще ни разу не повторила саму себя.


С.КузьминыхВозможно, именно потому, что о татарском орнаменте она действительно знает все, ей никогда не страшно отступить от канона и привнести в традиционный узор что-то свое. Для нее это живая традиция, и каждый узор – это не просто сочетание линий и цветов, но еще и сюжет, какая-то непременно красивая история, которую сначала надо услышать внутри себя самой. Отсюда – правило: она никогда не начинает новую работу, если плохо себя чувствует или не в настроении. Потому что сказка рождается только в той душе, которая ничем не омрачена.


Признаться, она и сама всю жизнь задает себе тот же вопрос: откуда в ней это, от кого передалось? Может, от предков, среди которых, как ей рассказывали, были крещеные татары. Или от мамы, которая была прекрасной рукодельницей…


Детство Сонечки Кузьминых прошло в Казани, на Дегтярной улице, в комнате на чердачном этаже. Возможно, именно это и сделало ее восприимчивой к тому, чего там никогда не было – к ярким, солнечным цветам, гармонии с природой, которая уже сама по себе будит фантазию, приглашает к сотворчеству.


Она очень рано помнит себя, лет с пяти, и уже тогда – с иголкой, пяльцами. Мама брала заказы в артели надомников и если чувствовала, что не управляется в срок, усаживала и дочь за вышивку, строго следя за тем, чтобы она ни на миллиметр не отступила от расчерченного рисунка и чтобы с изнанки – ни одного узелка. В противном случае вышивка распарывалась и все приходилось начинать заново. В общем-то, поденная, изнурительная даже для взрослого человека работа, не допускавшая даже мысли о творчестве. Именно такой она и оставалась в памяти Софьи Даниловны долгие годы, пока однажды, приехав на пару дней в Москву, она не пришла в Манеж, где проходила первая международная выставка “Москва – Париж” с участием ведущих художников-модельеров мира. Выставка произвела на нее очень сильное впечатление, но настоящее потрясение она испытала в парижском павильоне, когда среди экспонатов вдруг увидела платье… собственноручно ею вышитое в детстве! Еще не веря своим глазам, она прочитала: платье “Казань”, автор модели – А. Пуаре. Так вот почему мама била ее по рукам за малейшую небрежность – оказывается, их вышивки шли на экспорт! И уже там, в Париже, некто Пуаре украшал ими свои модели.


Шаль работы С.Кузьминых.К тому времени она уже окончила Московский технологический институт и, вернувшись в Казань, работала на кожгалантерейной фабрике главным художником-модельером. Правда, такой должности в штатном расписании фабрики тогда не было, и она числилась обычным “мастером ОТК”. И даже когда такая должность на фабрике появилась, Софье Даниловне каждый раз стоило немалых трудов отстоять свое авторское право, добиваясь, чтобы каждая модель – будь то дамская сумочка, перчатки или портмоне – от первой до последней детали выполнялась строго по ее эскизам, а не так, как это было принято – исходя из имеющейся фурнитуры…


Впрочем, чему удивляться, если даже в среде профессиональных художников долгое время бытовало мнение, что декоративно-прикладное искусство – это нечто второсортное, отмирающее, не имеющее творческой перспективы. Давно ли возрождение художественных народных ремесел стало частью государственной политики, а до тех пор энтузиастов вроде Софьи Кузьминых, можно сказать, и за художников-то не считали. Сколько раз сталкивалась она с подобным отношением даже на съездах художников, ощущая себя здесь “чужой среди своих”.


Возможно, отчасти это объясняется тем, что вся жизнь художника Софьи Кузьминых была связана с производством. Более тридцати лет она отдала Казанской кожгалантерейной фабрике, работала и на Арской фабрике национальной обуви. Кстати, запах кожи ей знаком тоже с детства. Когда артель надомников закрыли, мать устроилась в обувную мастерскую, где дочь опять же частенько помогала ей, нарезая сапожным ножом нехитрые заготовки. Может, еще и поэтому Софья Даниловна прекрасно чувствует материал, фактуру кожи, которая подсказывает ей и форму будущего изделия, и его декор.


В ее жизни было еще одно незабываемое благословение. Будучи студенткой, Кузьминых многие часы и дни проводила в святая святых – запасниках Государственного музея изобразительных искусств, всматриваясь в узоры старых татарских мастериц – вышитые ими домашние полотенца, рубашки… Собственно, это и были ее главные “художественные университеты”. И каждый раз, проходя через музейные залы, она встречала пожилого, тяжело опиравшегося на трость, профессорского вида человека, которого долгое время принимала за служащего, хранителя музея. Он всегда провожал ее долгим, чуточку вопросительным взглядом. И вот однажды, как всегда, поравнявшись с ним и вежливо поздоровавшись, она вдруг услышала в ответ: “Ты только не бросай это дело, деточка, пожалуйста. Вот уйду, больше ведь некому…” К тому времени она уже знала имя этого человека – Петр Максимилианович Дульский, основоположник и патриарх татарской школы искусствознания, “главный хранитель” казанской старины. Никто лучше него не разбирался тогда и в татарском орнаменте, изучению и описанию которого он посвятил многие страницы. К слову, одновременно с Кузьминых в музейных запасниках с теми же домоткаными реликвиями работали и другие, но Дульский почему-то обратился именно к ней…


Кроме вышивки и кожаной мозаики, она прекрасно овладела и техникой батика. Кто видел спектакль “Голубая шаль” в Камаловском театре, наверняка помнит главное его украшение – огромное, почти на всю сцену, празднично расписанное, воздушное полотно, как бы осеняющее собой легендарное театральное действо. Автор этой рукотворной “голубой шали” – Софья Кузьминых… И уже совсем недавно, накануне второго Всемирного конгресса татар, победив в творческом конкурсе на лучший казанский сувенир, она лично от Президента Татарстана получила заказ на тысячу “голубых шалей”…


Софья Даниловна и свою дочь, Светлану, с детства приобщила к рукоделию, и сегодня художник-“прикладник” Светлана Гарбузова – это тоже имя в изобразительном искусстве Татарстана. К слову, тот самый президентский заказ они выполняли вместе. Ночей не спали, колдуя над красками…


19 декабря у Софьи Даниловны Кузьминых – юбилей, к нему-то и приурочена ее нынешняя персональная выставка, которая не только итожит творческий путь талантливой мастерицы, народного художника, но и многое как бы предвосхищает. Глаза разбегаются от расшитых “казанских полотенец”, ичигов, достойных самой царицы Сююмбике… Любуясь ими, невольно думаешь о предстоящем тысячелетии Казани, о новом наплыве в нашу древнюю столицу гостей со всего мира, которые были бы счастливы, наверное, увезти с собой на память нечто похожее в качестве казанского сувенира.


На снимках: С.Кузьминых и ее работы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще