Выставка, открывшаяся на днях в казанском музее Салиха Сайдашева, конечно же, в первую очередь привлекла к себе внимание тех, кто заинтересованно следит за ходом творческого конкурса на лучший проект памятника композитору, который близится к завершению. На выставке “Сайдашев глазами скульпторов” представлены конкурсные работы участников третьего тура – мастеров из Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе и финалистов конкурса – Махмута Гасимова и творческого тандема Аси Миннуллиной и Андрея Балашова. А вот и первые отзывы о них:
“Работы очень разные, и благодаря этому человек, которого я не знала лично и который умер задолго до моего рождения, предстал передо мной живым, со своими чувствами, радостью и болью.”
“Все проекты недодуманы – или жалкое подражание памятнику Чайковского в Москве, или какие-то истуканы. Куда делся проект Нигматуллиных?”
“Тем временем, пока идут споры о том, каким должен быть памятник Сайдашеву в Казани, он уже создан. Это замечательный музей Салиха Сайдашева. И вряд ли мы когда-нибудь увидим что-то лучше…”
Знакомый разброс мнений. Сайдашевская тема по-прежнему будоражит не только воображение скульпторов, но и общественное мнение. Напомним, что это уже второй творческий конкурс на лучший проект памятника Сайдашеву, но и он, похоже, не приблизил нас к долгожданной цели – сделать выбор, который был бы убедителен и для профессионалов, и для поклонников творчества Сайдашева.
Но вернемся к выставке. Думается, все же неправильно привязывать ее только к творческому конкурсу. Во-первых, собственно конкурсных работ на ней не так уж и много. Вернее сказать, наряду с ними здесь представлены эскизы, наброски, позволяющие судить не только о творческом результате, но и о том, как рождался тот или иной сайдашевский образ. А кроме того, на выставке есть работы, которые вовсе не имеют отношения к творческому конкурсу. Например, бюст Сайдашева, созданный Баки Урманче и являющийся сегодня собственностью музея.
– Мы совершенно сознательно решили не ограничиваться только конкурсными работами, – говорит старший научный сотрудник музея Ася Зиевна Ханина. – Нам хотелось, по возможности, показать все, что имеет отношение к теме “Сайдашев глазами скульпторов”. Конечно же, мы надеялись, что и Рада Нигматуллина выставит у нас своего дирижирующего Сайдашева, и до последнего ждали…
Не знаю, удалось ли нам таким образом дистанцироваться от всякого рода слухов и домыслов, которых немало ходит вокруг этого творческого конкурса, но такое желание, не скрою, у нас тоже было. По-моему, все эти разговоры стали заслонять главное – само искусство и то, ради чего проводятся творческие конкурсы. О чем спорить? Конкурсные работы говорят сами за себя. Виден почерк, стиль, уровень мастерства каждого скульптора. Лично мне на этой выставке интересны все работы – и такой Сайдашев, и такой…И это при том, что у меня тоже есть свое понимание и свой образ Сайдашева. Мне кажется, каждый автор по-своему честен и искренен в стремлении понять и выразить его суть как творческой личности. Другое дело, насколько это видение сообразуется с идеей памятника всенародно любимому композитору? И вот на этот вопрос лично я тоже не могу ответить однозначно.
Придя на выставку “Сайдашев глазами скульпторов”, грех не воспользоваться случаем, чтобы еще раз освежить в памяти вехи жизненного и творческого пути композитора. Для того чтобы осмотреть небольшую, но удивительно содержательную экспозицию музея Салиха Сайдашева, где самым бесценным экспонатом является его звучащая музыка, всего-то и надо каких-нибудь полчаса. Не пожалейте их. Это даст вам не только необходимый эмоциональный настрой, но и дополнительный, внутренний ракурс. Возможно, и вам он поможет открыть в конкурсных работах что-то новое, не проявленное с первого раза…
На снимках: экспонаты выставки “Сайдашев глазами скульпторов”.