Недавно в Камаловском театре отметили трогательный серебряный юбилей – двадцать пять лет со дня премьеры спектакля “Альмандар из деревни Альдермыш”, который в свое время стал звездным часом для драматурга Туфана Миннуллина, режиссера Марселя Салимжанова, прекрасных камаловских актеров – Шауката Биктемирова, Равиля Шарафеева и других. И в эти же, юбилейные для спектакля, дни фойе Камаловского театра украсила трехфигурная скульптурная композиция. Приглядевшись к ее мирно беседующим за чашкой чая персонажам, в них легко узнать драматурга, режиссера и исполнителя главной роли спектакля “Альмандар из Альдермыша”. Узнаваем и творческий почерк автора этой скульптурной группы – народного художника Татарстана Рады Нигматуллиной.
Когда Рада Хусаиновна загорелась этим замыслом, она, честно говоря, даже не знала о готовящемся в театре торжестве. Он пришел к ней сам собой, как бы по наитию…
Последние восемь лет скульптор почти безвыездно живет за городом, на своей даче в Обсерватории, но не чувствует себя оторванной от жизни и людей. Здесь, вдали от городской суеты и шума, многое воспринимается даже острее и уж точно – глубже. И не только смена времен года, но и течение Времени. Близость природы располагает к размышлениям, более пристальному вглядыванию в прошлое, что, в свою очередь, делает человека мудрее, терпимее и, как правило, проницательнее…
Образы из прошлого часто обступают и Раду Хусаиновну. И это общение порой доставляет ей даже большую радость, чем с обычными собеседниками. А особенно, если это “пришельцы” из ее детских воспоминаний.
…Солнечный воскресный день. Родные сестры – актриса Г.Нигматуллина и мама Рады, Э.Нигматуллина, решили прогуляться с детьми по Проломной, угостить их мороженым. Уже на обратном пути, поднимаясь по Малой Галактионовской, они почувствовали неладное: у театра им. Г. Камала внеурочно собрались артисты, возле каждого дома люди что-то взволнованно обсуждают, многие плачут…
Война! А для детей, Марселя и Рады, – неожиданная радость: все о них забыли. Марсель (будущий режиссер Камаловского театра) тут же изобразил конницу, и с криками “Ура, война!” они “поскакали” в сторону театра…
“Глубинным, формирующим началом моей жизни были и остаются впечатления детства, юности, – пишет в своем дневнике Рада Хусаиновна. – Поэтому с таким трепетом, такими подробностями помнится все: военное детство, моя мамочка, жизнь у Салимжановых, среди артистов Камаловского театра, у незабвенного С.Сайдашева…
Через фанерную перегородку от них жила великая Нагима Таждарова. Спокойная, интеллигентная… Полной противоположностью ей была шумная, энергичная Гульсум Камская, которая поселилась в этой комнате с сыновьями чуть позже. А дальше, через дверь по коридору, жил Салих Сайдашев. Каждый раз, проходя мимо песочницы, где играла маленькая Рада, он останавливался и гладил ее по волосам, приговаривая: “Какие грустные глаза у девочки!”
Пройдет еще несколько лет, она поступит в художественное училище, и так случится, что именно Сайдашев, узнав, в каком трудном положении оказалась ее семья, предложит им с мамой и братом свое гостеприимство.
“В его семье я готовилась в художественную академию, – вспоминает Рада Хусаиновна. – И здесь же, в этом доме, выходила замуж. Как сейчас перед глазами их зал, “белая комната”: большой обеденный стол, трельяж, пианино и большая картина К.Максимова “Кара урман”. Ничего лишнего. Дверь в зал чуть приоткрыта (это я заранее предусмотрела, чтобы было слышно и видно, как скульптор-студент Рогожин будет просить у мамы руки моей)”.
Казалось бы, какое отношение имеют эти воспоминания к новой работе Нигматуллиной, навеянной образом старого мудрого Альмандара из спектакля, который появился много лет спустя? Думается, самое прямое. Судьба определила ей быть художником. Но дух, атмосфера Камаловского театра, его спектакли, его великие актеры и реформаторы – Салих Сайдашев, Марсель Салимжанов – оставили настолько глубокий след в ее душе, оказали настолько сильное влияние на ее личность, что этот мир навсегда стал частью, продолжением ее собственного творческого мира. Она не только знает, чувствует театр, но, как видим, порой даже предчувствует какие-то моменты в его жизни.
…Перед домом Нигматуллиных-Рогожиных в Обсерватории есть красивейшая лужайка, окруженная со всех сторон живой изгородью из черемухи, боярышника и колючего терна. Рада Хусаиновна может часами сидеть здесь на лавочке, как зритель перед сценой, мысленно выставляя на ней свои композиции. Нередко они и рождаются прямо здесь, на лавочке под березой. Так было и с дирижирующим Сайдашевым, и с неунывающим Ходжой Насреддином, и с этой троицей под яблоней во главе с Альмандаром… Она их не придумывала. Они, эти образы, сами ее нашли, почувствовав натяжение незримой нити, которую Рада Хусаиновна никогда не выпускает из своих рук, бережно разматывая клубок воспоминаний…
На снимках: народный художник Татарстана Рада Нигматуллина; Альмандар и другие.
Фото Е.Канаева.