Те из татарстанцев, кто привык просыпаться под позывные республиканского радио, конечно же, давно и хорошо знают голос диктора Фирдаус Ганеевой. Она также является автором и ведущей полюбившейся многим программы “Гримерка” на радио “Булгар”. Двадцатилетию дикторской деятельности и личному юбилею заслуженной артистки РТ Ф. Ганеевой будет посвящен вечер, который состоится 4 декабря в Татарском театре драмы и комедии им. К. Тинчурина.
Для Тинчуринского театра она тоже человек не чужой. Несколько лет Фирдаус Ганеева играла на его сцене. Правда, в то время театр был еще передвижным и собственной сцены не имел, что в конечном счете и вынудило ее после рождения сына оставить актерскую профессию. Но чем бы она потом ни занималась, это всегда была попытка как-то компенсировать уход из театра, реализовать в себе то, что прежде находило выход на драматической сцене.
Сначала она оказалась в Доме народного творчества, где курировала театральную и студенческую самодеятельность, писала сценарии для агитбригад, фестивалей, смотров и сама же их воплощала. Была организатором и ведущей первых “Юморин” и “Икариад”. Тогда, в 80-е годы, в составе их жюри сидели такие мэтры эстрады, как Константин Райкин, Семен Альтов и другие.
А потом случай привел ее на радио. Впрочем, есть ли в нашей жизни что-нибудь случайное?..
– Еще в детстве, в классе третьем, мне приходилось читать газеты для ветеранов-инвалидов, – рассказывает Фирдаус. – Я это делала с удовольствием и гордостью. Ведь я такая маленькая, а они, взрослые, что называется, смотрят мне в рот. Да и в школе учительница литературы часто вызывала меня к доске и просила что-нибудь прочесть. И опять же запомнилось, как шумный бесшабашный класс на глазах делался тихим, задумчивым…
В то время по радио часто транслировали театральные постановки, которые мне очень нравились. Так появилась мечта стать артисткой. На консультации в театральном училище меня увидела актриса Камаловского театра Шахсанем Асфандиярова и выразила желание еще раз меня послушать. Она велела мне прийти на радио, так как между записями у нее было время. Как долго я искала улицу Горького! И это самое радио!
– А есть ли что-то общее между дикторской и актерской профессией?
– И там, и здесь тебя слушают и слышат. Я давно, еще в детстве поняла, что если найти верную интонацию, то тебя всегда поймут, тебе поверят.
Умение заворожить своим голосом пенсионеров и одноклассников, победы на конкурсах чтецов в Казани и Москве… Все это и еще много других “случайностей” в конце концов подвели ее к тому дню, когда от одного знакомого она узнала, что заболела диктор Калугина и на радио ей ищут замену…
– Сегодня я знаю, где находится улица Горького и знаю, ради чего сажусь к микрофону. Хотя поначалу было довольно сложно перестроиться – после насыщенной творческой жизни к камерному, одинокому сидению у микрофона. Были моменты, когда хотелось все бросить и уйти… Но, по счастью, меня окружали прекрасные люди и профессионалы. Добрый, интеллигентный Итфал Исхакович Ихсанов… На радио он стал моим первым учителем. Очень поддержала меня и Эльза Гарифовна Губайдуллина… Именно она научила меня верно доносить до слушателей чувства, нюансы переживаний героев литературных произведений. Ведь в микрофон не крикнешь, как это можно сделать на сцене, когда тебе больно или, наоборот, от избытка радостных чувств.
А сейчас в литературной редакции работает Венера Алтынбаева. Грамотный, тонкий человек. Наши с ней записи почти все – фондовые…
Сегодня, когда радиоэфир заполонили плохо поставленные голоса и засоренная речь “ди-джеев”, трудно поверить, что в свое время Фирдаус Ганеева выдержала конкурс, когда на одно дикторское место претендовали 50 человек! Тогда выбрали ее голос. Почему? Чем же он отличался от других?
– Мне часто говорят, что в моем голосе есть некая мелодия, что-то, напоминающее татарский мон, ахан. Не знаю, так это или нет. Во всяком случае, меня часто приглашают на роль сказочницы…