И все-таки “Счастливое детство”!

Кто следит за творчеством детского хореографического ансамбля “Счастливое детство” (а таких людей немало как среди юных, так и среди взрослых казанцев), тот, конечно же, знает про его давнюю традицию: каждый год 27 ноября, в день рождения ансамбля, его участники дают праздничный концерт на сцене Татарского театра оперы и балета им.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Кто следит за творчеством детского хореографического ансамбля “Счастливое детство” (а таких людей немало как среди юных, так и среди взрослых казанцев), тот, конечно же, знает про его давнюю традицию: каждый год 27 ноября, в день рождения ансамбля, его участники дают праздничный концерт на сцене Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля. Так будет и нынче. Тем более что для этого есть еще один радостный повод: образцовый детский коллектив, которым бессменно двадцать три года руководит заслуженный работник культуры РТ Светлана Ишкузина, недавно приобрел новый статус – Хореографического центра “Счастливое детство”, учредителями которого выступили Министерство по делам молодежи и спорту РТ и администрация Кировского района Казани.


Сегодня таких коллективов – раз-два и обчелся. И дело не в том, что он многажды лауреат международных, всероссийских, республиканских фестивалей и конкурсов. Этим сейчас как раз не удивишь. Наверняка найдутся юные танцоры и посильнее, и, к слову, понаряднее одетые… Не этим, прямо скажем, поражают воображение воспитанники Светланы Ишкузиной. И если даже где-то, как водится, их встречают по одежке, то провожают почти всегда… со слезами на глазах от избытка чувств. А между тем, заметьте, это самые обыкновенные дети, в том смысле, что совершенно разные – послушные и непоседливые, ярко одаренные и с обычными способностями, из малообеспеченных и состоятельных семей… И, мне кажется, единственное объяснение тому светлому и очищающему чувству, которое остается после общения с ними, это отсутствие в них какого бы то ни было желания понравиться, быть лучше, чем они есть. Им уже потому хорошо, что они вместе. А концерты, поездки и даже разучивание танцевальных фигур – это лишь условие, форма существования их общности, которая подпитывается не духом соперничества, а чувством “локтя”. И чем дальше участники ансамбля оказываются от дома, чем непривычнее для них обстановка, тем мощнее тот энергетический импульс, который заставляет людей пристальнее всмотреться в их глаза, лица…


…Когда Светлана Ишкузина с дипломом Казанского института культуры пришла в ДК X лет ТАССР, там уже был один хореографический коллектив, который гремел на всю республику. Однако, глядя на то, как работает ее коллега, буквально выжимая из своих подопечных все соки, она только утвердилась во мнении, что этим путем она не пойдет. Профессиональных танцоров должны готовить вузы и училища, а художественная самодеятельность должна развивать не столько ноги, сколько душу ребенка, закладывать основы личности, творческого мировосприятия, этики, наконец. Сегодня это, можно сказать, аксиома, а тогда, двадцать с лишним лет назад, Светлану обвинили в “профессиональной непригодности” и едва не указали ей на дверь…


В общем-то дело давнее и, может, не стоило бы о нем вспоминать, но для своего времени это был довольно-таки типичный конфликт, и, увы, далеко не всегда люди творческие, ищущие и пытающиеся идти против течения, выходили из него победителями…


А тогда за нее встали горой не только дети, но и их родители. Кстати, и поныне они – главная ее опора. В конце концов, взрослым не так уж и важно, станут их чада артистами или нет, главное – уберечь их от улицы и ее тлетворных “соблазнов”. У самих родителей для этого зачастую не хватает ни времени, ни авторитета, а здесь, в ансамбле, дети не только при деле и под присмотром – с ними и поговорят, и посмеются вместе. Ведь все педагоги – сами бывшие воспитанники ансамбля. Молодые, современные, образованные…


Конечно, если ребенка чуть ли не на аркане приводят на “перевоспитание”, Светлана Владимировна сразу дает понять, что ансамбль – это не исправительная колония, у него несколько иные задачи. И не потому, что опасается за честь мундира, а опять же в силу убеждения, что воспитание – процесс обоюдный. Случалось, что и дети преподносили ей хороший урок. Как, например, это было в Тунисе…


– Жара стояла страшная, – рассказывает С. Ишкузина. – У ребят на сцене костюмы прилипли к телу, от жажды перехватывало дыхание… В общем, не помню, как дождалась окончания концерта. И вот наконец дети ушли со сцены. А мне вдруг передают просьбу чуть ли не самого консула – исполнить “на бис” татарский танец. От неожиданности я так растерялась, что сразу и не нашлась, как бы повежливее отказаться. Пошла в раздевалку, к ребятам. А они чуть ли не выжимают костюмы. Я уже и отговорку придумала, чтобы им больше на сцену не выходить, а они мне хором: “Не волнуйтесь, Светлана Владимировна. Мы только водички попьем и станцуем…” У меня даже слезы навернулись от этого “только водички попьем”…


“Счастливое детство”… Еще лет десять назад чуть ли не каждый второй детский коллектив так назывался. А потом одни из них просто распались, другие сменили творческую ориентацию – на модерн, эстрадный танец и т.д., соответственно поменяв и свое название. Лишь немногие, как, скажем, Ишкузина, устояли перед этим поветрием. Ансамбль сохранил не только название, но и свое творческое лицо, по-прежнему отдавая предпочтение народному танцу. Хотя были моменты, когда и у нее опускались руки, казалось, что никому это не нужно – ни сам ансамбль, ни ее усилия, и даже дети – все это в одночасье стало для государства обузой. А потому и название “Счастливое детство” стало звучать почти двусмысленно. Но только не для Светланы… Она держалась за это название из какого-то почти суеверного чувства, как если бы вместе с ним и из ее жизни могло уйти что-то важное, может быть, сам ее смысл.


– И потом, знаете, – говорит она, – мне и родители признавались, что привели своего ребенка в ансамбль только потому, что название понравилось. Как ни странно, но многие действительно воспринимают его почти буквально. Это как талисман – пока он с тобой, ты уверен, что все будет хорошо.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще