Камаловский театр показал последнюю в этом сезоне премьеру. Одновременно она стала дебютом известного татарского писателя и публициста Ркаиля Зайдуллы в качестве драматурга. “Заблудший соловей” – его первая пьеса, и мало того, что она почти с ходу прописалась на сцене Татарского академического театра, но и поставить ее взялся не кто-нибудь, а сам Марсель Салимжанов.
Впрочем, за нашим театральным патриархом и раньше такое водилось. Все думают, что его голова занята новым прочтением какой-нибудь классической пьесы, а Салимжанов в это время теребит, заглядывает через плечо какому-нибудь молодому и мало кому известному драматургу, чтобы поскорее заполучить его новую пьесу и начать репетиции. Именно так в свое время он открыл нам Туфана Миннуллина, Зульфата Хакима, Юнуса Сафиуллина и других талантливых татарских драматургов.
Понятен, в общем-то, его интерес и к пьесе Р.Зайдуллы. Она очень современна. И не только потому, что ее действие происходит в наши дни, а среди ее персонажей есть и киллер, и представители обнищавшей интеллигенции, и бизнесмены всех мастей. Современен прежде всего взгляд на них самого автора. Он не делит своих героев на плохих и хороших, умных и смешных. У каждого из них – свой жизненный тупик, к которому их подвели иллюзии, обстоятельства, попытки поступиться малым, дабы выиграть в большом и вырваться из аутсайдеров. Иными словами, хладнокровными убийцами, беспринципными бизнесменами и просто несчастными людьми их сделала та самая “свободная жизнь”, от которой они многого ждали.
Салимжанов не сгущает, но и не смягчает это ощущение тупиковости, отсутствия ясной, вселяющей хоть какую-то надежду перспективы. По той простой причине, что не видит ее пока и сам режиссер. И все же он вновь и вновь всматривается в человеческие поступки и лица, особенно молодые…
Преимущественно творческая молодежь театра занята и в этом спектакле. И они прекрасно понимают друг друга – молодые актеры и старейший, мудрейший из наших режиссеров. А это дает хоть маленькую, но все-таки надежду.