10 марта актеры Казанского театра юного зрителя впервые после долгого перерыва вышли на родную сцену и сыграли премьеру – сказку “Колобок, колобок…”
Многие зрители пришли задолго до первого звонка, чтобы не спеша осмотреться, прогуливаясь по роскошному, облицованному от пола до потолка мрамором, эффектно освещенному фойе. И думается, еще долго казанцы будут приходить в тюз, руководствуясь не столько своими театральными пристрастиями, сколько из чистого любопытства посмотреть, каким же стал театр после реконструкции. Вот и старая как мир сказка “Колобок” собрала весьма почтенную публику, которая, отпустив на свободу своих непоседливых чад, задумчиво блуждала под непривычно высокими сводами, переводя взгляд с мраморного великолепия на причудливую лепнину и витражи, узнавая и не узнавая старый добрый тюз…
Зрительный зал тоже преобразился, но остался, как и прежде, небольшим и уютным. За несколько мгновений до начала спектакля, когда зал притих, повинуясь невидимым флюидам, идущим со сцены, даже мелькнула шальная мысль: а может, их и вовсе не было, этих тяжелых, да что там – ужасных, для театра шести лет? Не горели декорации, не плакали над их обуглившимися останками актеры, не сбегал, прихватив с собой Золотую маску, главный режиссер… Хотя, возможно, именно потому, что все это, к сожалению, было, гораздо больше, чем лепнина и витражи, притягивают взгляд счастливые лица актеров, работников театра.
Впрочем, это только кажется, что самое трудное для них позади. Шесть лет для детского театра – срок достаточно большой, если не сказать – невосполнимый. Можно сохранить труппу, восстановить стены, но обживать их, в любом случае, будет уже совсем другой зритель, для которого слово “театр”, в лучшем случае, ассоциируется с детсадовскими утренниками и новогодними масками. По большому счету, это вообще пока не зрители, сегодняшним мальчишкам и девчонкам еще только предстоит ими стать при условии, конечно, если театр найдет в себе силы и мужество начать все сначала…
По всей видимости, зреет такая решимость и в Казанском тюзе. Вопрос лишь: с чего начать? Понятно, что не с Шекспира. А вот “Колобок”, русская народная сказка сказок – в самый раз, ибо ясно намекает: зри в корень! К этому следует также добавить хороший язык пьесы Натальи Скороход, замечательную актерскую пластику и – на фоне дурашливой кровожадности обитателей зимнего леса – неожиданно добрый, озаренный каким-то внутренним светом финал. И еще обратите внимание: играют сказку не вчерашние выпускники театрального училища, хотя именно им чаще всего и достается скакать по сцене зайчиками, а мастера тюзовской сцены – Меркушин, Ерыгин, Кочнева… И это, думаю, тоже неспроста.
В общем, тюз начинает с чистого листа. После “Колобка” у него на очереди – “Буратино”, “Синяя птица” Метерлинка… “Аз”, “буки” и “веди” мировой культуры, и театральной в том числе. А там, глядишь, дойдет дело и до Шекспира.