Так уж повелось, что на первые числа марта приходится особенно много культурных событий, олицетворяющих собой “женский взгляд” на творчество. Вот и нынче в первый день весны в Музее изобразительных искусств РТ открылась персональная выставка старейшей художницы республики Магдалины Мавровской, а в Музее А. М. Горького состоялась презентация двух поэтических сборников казанской поэтессы Лилии Газизовой.
Каждая из них творит особый художественный мир, одновременно проживая свою неповторимую женскую судьбу. И когда одно перетекает в другое – женское наитие в творческое, -вот здесь-то и начинается самое интересное…
Творчество Магдалины Мавровской, много сделавшей для развития графики в Татарстане, предстает перед зрителями во всем многообразии тем и сюжетов. Портреты, натюрморты, тематические картины, пейзажи, выполненные в разных техниках графики. Однако при всей широте интересов определяющим для М.Мавровской является одно качество: и в жизни, и в творчестве она ощущает себя хранительницей истории. К числу ее творческих удач принадлежит и одна из последних офортных серий “Казань в недавнем прошлом”, где художница достигает тонкого соотношения исторической документальности и поэтического воображения.
Поэтесса Лилия Газизова – человек другого поколения и творческого склада. Трудно даже провести грань, где в ее стихах кончается искушенное женское кокетство и начинается “лирическая поза”, на присутствие которой указывает название одного из сборников. Скорее всего, этой грани не существует вовсе, как, скажем, нет ее в поэзии Цветаевой, Ахматовой… В этой всепобеждающей женственности – непреходящий смысл и очарование женской лирики вообще и стихов Л.Газизовой – в частности. Разве что лирическая героиня последних чуть больше озабочена тем, чтобы не быть, как все, не быть “одной из…” А потому, что бы она ни примеряла на себя – горделивую осанку “татарской княжны” или сонный, отрешенный взгляд “всех беременных Земли”, – неизменным остается одно: ее желание поймать на себе чей-то восхищенный взгляд… К слову, под обложкой второго сборника, нареченного не без вызова “Поэмой беременности”, – всего восемь коротких стихотворений, и в этом, думается, тоже следует искать какой-то тайный женский умысел.
Стихи Л. Газизовой в обоих сборниках прекрасно дополняют рисунки Елены Рябинской. Больше того – в них прочитывается еще одна женская история…