Радости и трудности диалога

О главных номинантах XI Казанского фестиваля мусульманского кино

Конкурсную программу полнометражного игрового кино казанского кинофорума, ставшего на этой неделе главным культурным событием столицы Татарстана, составили 10 фильмов из девяти стран – Турции, Ирака, Ирана, Индии, Бангладеш, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и России.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

information_items_10123705

О главных номинантах XI Казанского фестиваля мусульманского кино

Конкурсную программу полнометражного игрового кино казанского кинофорума, ставшего на этой неделе главным культурным событием столицы Татарстана, составили 10 фильмов из девяти стран – Турции, Ирака, Ирана, Индии, Бангладеш, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и России.


НАШЕ КИНО

Думается, справедливо будет начать обзор, пожалуй, с самой ожидаемой премьеры нынешнего кинофестиваля – фильма татарстанского режиссера Фарида Давлетшина «Рудик». Мало того, что это «наше кино», но и вообще первый художественный фильм о Рудольфе Нуриеве. Вернее – о детских годах великого танцовщика, которые выпали на трудные военные годы. Но именно тогда решилась судьба необычного мальчика из обычной уфимской семьи: первый же поход в театр на балетный спектакль поразил Рудика настолько, что он твердо решил посвятить себя танцу. Несмотря на зарождающийся конфликт с системой, средой и родными, молодой человек упрямо шел к своей цели. Фильм снят по роману Рабита Батуллы «Летающий демон» и показывает становление исключительного по силе воли и амбициозности характера Нуриева, который, в конце концов, приведет Рудольфа к общемировому признанию.

По словам Фарида Давлетшина, съемки художественного фильма шли параллельно с созданием документальной ленты о Нуриеве, показанной на прошлогоднем фестивале мусульманского кино. Рудольфа в дет­стве сыграл казанский школьник Игорь Марков. Образ юноши-Нуриева воплотил на экране Нурбек Батуллин, артист балета театра им. М.Джалиля. Мудрую, по-мусульмански немногословную и заботливую мать Рудика сыграла актриса Тинчуринского театра Гульчачак Хафизова. А отца мальчика – человека сурового, прошедшего войну и не одобрявшего выбор сына, – актер этого же театра Ирек Хафизов. Первого педагога по классическому танцу Анну Удальцову, разглядевшую в юном Рудольфе Нуриеве будущую звезду балета, сыграла актриса Казанского ТЮЗа Нина Калаганова.

Вторая российская лента, участвующая в конкурсе, – остросюжетная психологическая драма «Побег из Москвабада» режиссера Дарьи Полторацкой. Автор популярных сериалов «Не родись красивой» и «Мамочки» на этот раз обратилась к теме гастарбайтеров.

Маша Ласточкина, инспектор федеральной миграционной службы, руководит оперативной группой по очистке столицы от нелегалов. Свою работу героиня актрисы Марии Машковой выполняет жестко и беспристрастно, особенно после того как от рук гастарбайтера погибает ее муж Андрей. В напарниках у нее немолодой таджик Хасан по кличке Санитар. Именно он добывает информацию о том, где незаконно проживают мигранты. Со стороны это выглядит как предательство соплеменников, но на самом деле Хасан спасает земляков, вдали от родины теряющих человеческий облик. Общаясь с ним, Маша вдруг понимает, что разница между ними в сущности невелика. Пару лет назад она сама приехала из провинции покорять столицу, мечтала танцевать, но оказалась на Черкизовском рынке, где ее и нашел Андрей. Сейчас, чтобы остаться в Москве, ей приходится имитировать беременность и отбиваться от нападок родственников погибшего мужа. Маша и Хасан – чужие в бездушном мегаполисе. Здесь можно выжить, только помогая друг другу и не деля людей на местных и гастарбайтеров.


СЛОВА И СИМВОЛЫ

Традиционные фавориты фестиваля мусульманского кино – Иран и Турция. Участники конкурсной программы из этих стран всегда вызывают повышенный интерес и, как правило, не обманывают ожидания фестивальной публики.

Действие фильма «Рыба» происходит в турецкой глубинке, но история, рассказанная режиссером из Стамбула Дервишем Заимом, условна и не привязана к конкретному географическому месту. В семье рыбака Кая несчастье – дочь растет немой. Чтобы исцелить ее, мать решает прибегнуть к древнему средству: кормить девочку рыбой особой породы, которая, по поверьям, обладает целебными свойствами. Беда в том, что эта рыба больше не водится в их озере. У отца семейства возникает идея заняться разведением чудодейственной породы, но, чтобы запустить производство, нужны деньги. Кая начинает промышлять браконьерством – ловлей рыбы с использованием химикатов. И первой его жертвой становится жена, которая умирает, отведав отравленную рыбу.

Рыба – один из самых древних и многозначных символов в истории мировых религий. Вот и в турецкой ленте она олицетворяет и жизнь, и смерть. Впервые мы встречам главного героя Кая у ворот тюрьмы. Он идет по зимнему городу, прихрамывая, как человек, у которого не гнутся ноги. Режиссер намеренно дважды покажет нам кадры возвращения Кая домой, где осталась его дочь Дениз, – до и после того, как мы узнаем, в чем провинился герой. Рыба несет тему покаяния, прощения и приятия себя, с ее помощью главный герой приходит к диалогу со своей дочерью и с самим собой.

Герой иранской картины «Без границ» тоже немногословен. Первая его реплика прозвучит на двадцать первой минуте! Мощное эмоциональное воздействие исходит от самого видеоряда. Отсутствие диалогов заставляет зрителей всматриваться в выражение лиц героев, ловить каждый звук: скрип металла, говор солдат за колючей проволокой – и считывать символы, щедро рассыпанные режиссером Амирхоссейном Азгари. Фильм рассказывает историю иранского подростка, живущего в зоне боевых действий. Мальчик давно привык полагаться только на себя и не ждет милостей от судьбы. Камера часто берет крупным планом глаза ребенка – сухие, но полные невысказанной боли. Каждый день, спрятав велосипед в зарослях камыша, юный герой вплавь пересекает нейтральные воды, у кромки которых стоит подбитый военный корабль. Это не просто секретное убежище, это его мир, который однажды будет нарушен вторжением извне. Сначала на ковчеге маленького иранца окажется еще один такой же подросток-подранок, а следом и американский солдат-дезертир, каждой клеткой своего измученного тела ощутивший бессмысленность и преступность своей миссии.

Рассказывая о войне, режиссер фильма «Лицо в пепле» (Ирак) Шахаван Идрес намеренно уходит от патетических интонаций, как бы говоря: несмотря ни на что, жизнь продолжается. Играются свадьбы, вдовы, оплакав убитых мужей, создают новые семьи. Но свадебная церемония омрачена появлением военных, которые привозят гроб с телом очередного убитого солдата. Свадьба вот-вот превратится в похороны, но во время омовения тела обнаруживается, что погибший – не мусульманин. Единственная христианская семья в деревне тоже не уверена, что это их сын, так как лицо солдата сильно обожжено. В течение фильма продолжаются поиски истины, которые перерастают в спор отца-мусульманина и отца-христианина о том, по какому обычаю следует похоронить тело. В кульминационный момент приезжает военный и забирает тело, сообщив, что оно было передано по ошибке. Фильм заканчивается сценой, когда два отца стоят рядом и смотрят вслед удаляющемуся автомобилю: сегодня горькая чаша их миновала, но завтра все может быть иначе – война одна на всех.


НАЗАД В СССР

В отдельный блок можно выделить фильмы, созданные на постсоветском пространстве, где делаются попытки возродить некогда развитую киноиндустрию. Так, историческая драма «Курманжан Датка: королева гор» стала самым крупным кинопроектом в истории независимого Кыргызстана. Эта красочная эпическая картина повествует об «Алайской царице» Курманжан, женщине-мусульманке, которая посвятила свою жизнь объединению разрозненных киргизских племен. За мудрость и смелость ее называли «королевой гор», но более всего в своей стране и за ее пределами она была известна под именем Датка (генерал), которое с гордостью носила.

Киргизский киноэпос получил беспрецедентную для этой страны государственную поддержку, бюджет фильма составил 1,5 миллиона долларов. Были созданы масштабные декорации, сшито более 600 костюмов, в батальных сценах задействована военная техника. Также специально для съемок был привезен из Москвы тигр, который обошелся съемочной группе в миллион сомов (около 20 тыс. долларов).

Возрождается и кинематограф Таджикистана. Еще несколько лет назад здесь в основном снимали малобюджетное кино, теперь же все чаще выделяют деньги из госказны. Так, на одну из главных ролей в фильме «Учитель» режиссера Носира Саидова была приглашена известная иранская актриса Махноз Афшар. Благодаря этому кинопроекту после двадцатилетнего перерыва вернулся на съемочную площадку и народный артист Таджикистана Марат Арипов. Его герой после распада Советского Союза остается единственным учителем в горном селе и прилагает все усилия, чтобы дети продолжали получать знания, а школу не закрыли…

Действие фильма «Колодец» режиссера Мансура Васати (Узбекистан) разворачивается еще в советское время. Главный герой Лаллай – непревзойденный мастер по рытью колодцев, он всегда безошибочно выбирает место, и вода в его колодцах обязательно бывает вкусной, а то и целебной. Прозвище героя переводится как «неудачник», и дела у простодушного Лаллая действительно идут не лучшим образом: его обманывают заказчики, в семье проблемы. Однако он продолжает рыть колодцы, веря, что все наладится. «В Лаллае много от „праведников“ из классической литературы, русской и европейской, но, по сути, это архетип простака, которому рано или поздно судьба должна подарить чудо. Чуда же не происходит», – написал о картине один из критиков.

За главные призы кинофестиваля поборются также индийская лента «Имена неизвестны» и «Муравьиная история» режиссера из Бангладеш Мостафы Фаруки, пытающиеся донести горькую правду о людях, потерянных в «джунглях» цивилизации.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще