В центре «Эрмитаж-Казань» музея-заповедника «Казанский Кремль» открылась выставка западноевропейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа «Образы Италии».
На выставке представлено около 200 произведений живописи, графики и скульптуры, охватывающих почти три столетия – от 1650-х до 1960-х годов. Именно в этот период складывается тип художников, приехавших в Италию издалека и оставшихся здесь навсегда. Итальянская архитектура, природа и люди по-разному отражались в произведениях «пришельцев с севера» – голландцев, французов и других. Так, прославленного «живописца руин» Гюбера Робера больше привлекала величественная и таинственная античность. Клод Верне был покорен итальянскими пейзажами, а нидерландцы Иоаханнес Лингелбах и Ян Миль находили интерес в изображении простых жителей Италии – на улицах, в портах, на рынке.
В свое время Италия стала духовной родиной и для русского писателя и искусствоведа Павла Муратова, главный труд жизни которого – книга «Образы Италии», до сих пор остается лучшим, что написано об итальянском Возрождении на русском языке. И эта перекличка времен и названий, конечно же, тоже не случайна.
По словам научного сотрудника отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Василия Успенского, в связи с этой выставкой можно говорить как минимум о четырех мировых премьерах. Так, никогда раньше не экспонировалось полотно Ипполито Каффи «Замок Святого ангела в Риме» – одно из последних и самых ценных приобретений Эрмитажа. Ряд картин на выставке происходит из императорских дворцов, как, например, масштабное полотно известного мастера салонной живописи Франца Ксавера Винтерхальтера «Послеобеденный отдых неаполитанцев», приобретенное в свое время для покоев императрицы Александры Федоровны. Эта картина также впервые выставляется после длительной реставрации.
Что касается недавно отреставрированного «Вида на Неаполитанский залив» кисти Габриэле Смарджиасси, то сами итальянцы были потрясены тем, что такая картина есть в Эрмитаже. «Это все равно что
В числе известных художников, чьи живописные работы также представлены на выставке, – Франческо Дзуккарелли, Якоб Хаккерт, Джачинто Джичанте, Джованни Панини и другие. А двум залам, отданным под графические виды Италии, придают великолепие такие имена, как Микеле Мариески и Джованни Пиранези. Кроме того, настоящей сенсацией выставки можно назвать листы из знаменитой серии офортов Жака Калло (1592– 1635) «Танцы бескостных», на которых художник изобразил персонажей итальянской комедии дель арте.
На пресс-конференции, посвященной открытию выставки, директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева отметила, что «Образы Италии» открывают череду юбилейных культурных событий, посвященных 10-летию центра «Эрмитаж-Казань», днем рождения которого считается 23 августа 2005 года. За время существования центра это уже четырнадцатая выставка из собрания Государственного Эрмитажа. Причем две казанские выставки – «Итоги всех веков» и «Французские импрессионисты и их эпоха» – впервые попали в топ-45 самых интересных выставочных проектов, по версии одного из ведущих изданий в сфере искусства The Art Newspaper Russia. Напомним также, что по итогам 2014 года музей-заповедник «Казанский Кремль» занял 8-е место в топ-100 самых посещаемых музеев России. «Деятельность Эрмитажного центра – это не только уникальные выставки. Это также встречи профессионалов, интереснейший лекторий, детская студия, интернет-проекты. И по каждому из этих направлений мы будем подводить своеобразные итоги десятилетия», – сообщила Зиля Валеева.
«За эти годы в Казани побывало несколько тысяч эрмитажных экспонатов, которые в общей сложности увидели порядка одного миллиона человек», – в свою очередь отметила заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Светлана Адаксина, поблагодарив сотрудников Эрмитажного центра и руководство музея-заповедника за профессионализм и огромную совместную работу, которая предшествует открытию каждой выставки. По традиции Светлана Адаксина также озвучила тему следующей выставки – она будет посвящена Ибн Фадлану. Кроме Государственного Эрмитажа, в создании ее экспозиции примут участие и другие музеи Санкт-Петербурга.