Белый Волк и Онегин в малиновом пиджаке

Те, чье внимание в эти дни приковано не только к спортивным баталиям, но и к культурной программе Всемирных студенческих игр, живут ожиданием новых ярких событий, которые не хотелось бы пропустить.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

information_items_10097988

Те, чье внимание в эти дни приковано не только к спортивным баталиям, но и к культурной программе Всемирных студенческих игр, живут ожиданием новых ярких событий, которые не хотелось бы пропустить.

В начале предстоящей недели, а именно – 15 июля, в Культурном парке Универсиады состоится мировая премьера эпической оперы-сказки «Белый Волк» ( «Ак Буре») молодого композитора Зульфии Рауповой. Идея постановки новой татарской оперы принадлежит художественному руководителю и главному дирижеру Государственного симфонического оркестра Татарстана Александру Сладковскому. Сначала предполагалось, что либретто напишет Равиль Бухараев, и он даже приступил к этой работе, однако завершить не успел, поэтому автором либретто выступил молодой поэт Рузаль Мухаметшин. Но именно Бухараев предложил взять за основу сюжета оперы красивую древнюю легенду о Белом Волке, который «и юношей может явиться, и стариком». Для булгар, предков казанских татар, Белый Волк был покровителем рода. По сюжету сказки он бескорыстно помогает герою, пустившемуся на поиски своей пропавшей матери, в его многотрудных странствиях. 

«У меня уже был опыт исполнения национальной татарской оперы, – рассказал Александр Сладковский. – На фестивале «Казанская осень» мы поставили «Алтынчеч». С тех пор я думал о том, как развивать это направление, потому что само по себе ничего не происходит». По его словам, опера «Белый Волк» – очень достойное произведение и по музыкальному, и по литературному воплощению.

В постановке также заняты артисты Государственного ансамбля песни и танца РТ, Государственный камерный хор РТ, а также молодые солисты: Артур Исламов (Белый Волк), Рузиль Гатин (Тенгин), Альбина Латипова (Ханбике), Эльмира Калимуллина (финалистка проекта «Голос» исполнит партию доброй колдуньи Кам ана) и другие. Опера «Белый Волк» прозвучит в концертном исполнении, но с элементами итальянского площадного театра dell’arte.

А продолжающийся в Казани международный музыкальный фестиваль «Шаляпин. Нуриев. Казань» подарит нам новую встречу с Театром балета Бориса Эйфмана, с которым неизменно связывают наиболее интересные и смелые эксперименты в области формы и содержания современной хореографии. Вот и в балете «Онегин», который впервые будет представлен казанцам и гостям Универсиады, выдающийся хореограф попытался взглянуть на классический литературный сюжет глазами современника.

Сохраняя поэтику и философию пушкинского романа в стихах, Эйфман переносит его действие в наше время, а точнее – в лихие девяностые. Спрашивается, зачем? Вот что по этому поводу говорит сам постановщик: «Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос: что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность? Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в „энциклопедии русской жизни“ было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан».

«Онегин» завершает балетную тетралогию Бориса Эйфмана «Иное пространство слова…», в которой представлены хореографические версии ключевых произведений русской литературы – «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Чайка» и «Братья Карамазовы». А сочетание музыки Петра Чайковского и рок-композиций Александра Ситковецкого, которые послужили музыкальным материалом для спектакля, позволяет зрителям сильнее проникнуться замыслом автора балета.

Завершится же оперно-балетный фестиваль в рамках Культурной Универсиады грандиозным гала-концертом с участием оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще