Обсерватория среди дремучего бора

Марийские корни татарского Тюнтера

На территории Балтасинского района находится древнее татарское село Тюнтер, затерявшееся на берегах лесной речушки Эжмен. И хотя сегодня здесь живут преимущественно татары, название реки, судя по всему, имеет марийские корни.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Фото: Артем Субботкин

 

Панорама села Тюнтер с высоты окрестного холма.

 

Передо мной – «Атлас Республики Татарстан» 2005 года выпуска. Красочно оформленное издание, где весьма подробно отображено всё, чем прославился каждый из сорока трёх районов, начиная от природных условий и ресурсов и заканчивая известными людьми, объектами народного хозяйства и культурно-исторического наследия.

 

Среди других районов республики внимание привлекла территория Балтасинского района, где находится древнее татарское село Тюнтер, затерявшееся на берегах лесной речушки Эжмен. И хотя сегодня здесь живут преимущественно татары, название реки, судя по всему, имеет марийские корни.

 

НА МЕСТЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЛЕСНЫХ ЧЕРЕМИСОВ

«Глухой лес» – так по одному из вариантов переводится это словосочетание с языка лесных черемисов. Так во времена Ивана Грозного именовали народ мари. Они жили здесь задолго до возникновения Казанского ханства. Издавна кормились лесом – занимались сбором грибов, ягод, мёда диких пчёл, промышляли рыболовством и, конечно же, охотой.

И сегодня на территории Балтасинского охотхозяйства, которое занимает довольно обширные площади и протянулось вдоль границ Кировской области и Респуб­лики Марий Эл, обитает немало лесных зверей. Зайцы и лисы, белки и куницы, волки и лоси, прочая лесная живность всегда водилась здесь в изобилии.

Лес не только кормил местных жителей, но и давал им богатый материал для изготовления одежды и обуви, что отразилось в элементах их национального костюма. На нём можно увидеть немало декоративных элементов, выполненных из шкурок пушных зверьков.

 


Как свидетельствует знаменитая Никоновская летопись, всего за две недели царские воеводы опустошили двадцать две марийские волости


 

После завоевания Казани войсками Ивана Грозного местное марийское население, недовольное его политикой, а также бесконтрольным, а потому зачастую грабительским сбором ясака (пушного налога), неоднократно поднимало восстания. Племенные вожди луговых, горных и лесных черемисов, такие как Мамыщ-Берды и Кабулон, во главе отрядов марийских повстанцев и примкнувших к ним татар не раз наносили значительный урон русским стрельцам и казакам. Поэтому зимой 1554 года царские воеводы развернули широкую облаву на повстанцев-черемисов. В течение месяца они проводили «зачистку» поселений по Арской, Чувашской и Ногайской дорогам, на Каме, Мёше, где, по некоторым сведениям, базировались основные силы восставших, а также в других местах.

Как свидетельствует знаменитая Никоновская летопись, всего за две недели царские воеводы опустошили двадцать две марийские волости: «И в тех во всех волостях от воевод была война, и многих людей поимали и побили, и были на Луговой стороне две недели да вышли на Волгу, да к Казани ходили, да назад шли Волгою же».

Всё это вынуждало марийское население покидать обжитые места. Сегодня о тех грозных временах напоминает старое марийское кладбище, которое находится на поросшем кустарником склоне у окраины села Тюнтер. Но пустовала местность недолго. Вскоре здесь застучали топоры татарских переселенцев.

 

КНИЖНЫЙ КЛОНДАЙК И ОЧАГИ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ

В старинных русских документах село Тюнтер известно с 1678 года как Починок Тюнтер – небольшое поселение на пять-шесть дворов. Своё название оно берёт, вероятнее всего, от имени одного из первых жителей – некоего Тюнтери из села Янагулова. Некоторые исследователи считают, что он был предком знаменитого Али-ишана – известного религиозного и общественного деятеля тех лет.

Как объяснил мне в своё время местный краевед, преподаватель сельской школы Рафхат Шакурович Зарипов (на фото), с которым я познакомился во время командировки в Балтасинский район, число поселенцев с каждым годом росло в основном за счёт беженцев из сёл Приказанья. Кто же были эти люди? Прежде всего те татары, которые не пожелали менять веру своих отцов и старались сохранить чистоту ислама. Причём это были отнюдь не какие-то полуграмотные фанатики, а весьма образованные для своего времени люди.

 

Преподаватель местной школы Рафхат Зарипов на старинном кладбище у восстановленного надгробья.

 

Так, в конце XVIII столетия в селе действовали три библиотеки: личная библиотека Али-ишана, книжное хранилище М.Тюнтери, а также библиотека при медресе «Шамсия». Здесь хранилось огромное количество древних книг и старинных рукописей не только богословского и религиозного содержания, но также сочинения известных арабских и татарских авторов по ряду светских наук – географии, математике, истории, медицине и астрономии. В начале ХХ века в селе было уже две мечети. Первую построили в 1831-м, вторую – в 1912 году. При мечетях функционировали два медресе.

Первая духовная школа – медресе – была основана в Тюнтере ещё в 1827 году мударрисом Сафиуллиным. Вскоре она становится одной из самых больших и известных в крае. В 1877–1918 годах имам-хатыбом мечети и мударрисом медресе был И.Динмухамметов, более известный как Ишми-ишан. При нём село Тюнтер стало центром воинствующего кадимизма: в медресе строго и ревностно сохранялась традиционная бухарская система обучения.

В 1890 году сын Ш.Рах­матуллина Мухаммаднаджип Тюнтери был избран вторым имамом Тюнтерской мечети и открыл собственное медресе «Шамсия», которое развивалось под влиянием другой, более прогрессивной и открытой исламской школы – джадидизма. С 1903 года в нём официально вводится обучение по новому методу. Одно время здесь преподавали известные учёные, в частности, религиозный деятель Сагид аль-Бараскави, а среди выпускников школы – религиозный просветитель и астроном Культяси и общественный и религиозный деятель Х.Массагутов.

 


В конце XVIII столетия в селе действовали три библиотеки: личная библиотека Али-ишана, книжное хранилище М.Тюнтери, а также библиотека при медресе «Шамсия»


 

И хотя отношения между мударрисами двух различных школ нельзя было назвать мирными, какое-то время они функционировали в одном селе. Но в 1912 году в результате интриг Динмухамметова его конкурент Тюнтери был отстранен от должности и уехал из села. Тем не менее его медресе не закрыли: оно продолжало действовать благодаря поддержке благотворителей-джадидистов.

Медресе И.Динмухамметова прекратило своё существование лишь после революции, когда в 1919 году чекисты расстреляли его последнего наставника, традиционно обвинив того в контрреволюционной деятельности. Что же касается М.Тюнтери, то он вскоре после этого вернулся в село, где три года спустя, в 1922 году, добился от местных сельсоветчиков официальной регистрации медресе как духовного учебного заведения для взрослых в соответствии с советским законодательством. Однако проработала духовная школа лишь около года, вскоре её закрыли. Новой власти не нужны были ни рьяные исламисты-фанатики, ни образованные мусульмане-просветители.

 

ТЕЛЕСКОП В ЛЕСНОЙ ГЛУШИ

 

Здание бывшего медресе «Шамсия».

 

Вместе с Рафхат-абыем Зариповым мы стоим возле старого, но еще добротного кирпичного дома явно дореволюционной постройки. Широкие подоконники, окна с характерными арочными сводами, потемневшие от времени кирпичные стены – всё здесь дышит седой стариной и древними тайнами…

Это старинное здание, в котором когда-то располагалось медресе, было построено за пять лет до революции на средства уроженца села Абдуллатифа Хакимова – богатого татарского купца-оптовика первой гильдии и потомственного почетного гражданина города Уфы. Меценат и филантроп, он не скупясь жертвовал свои капиталы на строительство мечетей, возведение школ и других богоугодных заведений. Не забывал и о родном селе Тюнтер, оказывая землякам всяческую помощь.

Как уже говорилось выше, новое медресе стало со временем центром джадидизма – просветительского направления в исламе. По словам старожилов села, один из последних мударрисов слыл в округе человеком начитанным и просвещённым. Он имел немалые познания в медицине. В частности, к нему как к лекарю-табибу не раз обращались за медицинской помощью односельчане. Им и его помощниками была собрана богатейшая аптека из разнообразных лекарственных трав и растений, в изобилии произраставших в окрестных лесах и на лугах.

Увлекался почтенный имам и астрономией. С этой целью он даже оборудовал у себя на чердаке дома небольшую обсерваторию, где установил телескоп и наблюдал безоблачными ночами за звёздным небом, Луной и планетами Солнечной системы. И не просто наблюдал, но и занимался их изучением. Весьма любопытные замечания оставил он в своих записках и дневниках, подробно и красочно описав в них загадочные кольца, которые опоясывают планету Сатурн. При всём при том имам в совершенстве владел многими ремёслами – умел столярничать и плотничать, знал кузнечное дело и легко управлялся с лошадьми.

После революции в Тюнтере закрыли обе мечети, а в медресе «Шамсия» обосновалось красногалстучное племя юных пионеров-ленинцев, которым, по большому счёту, не было никакого дела до тех, кто когда-то создавал и развивал здесь, в лесной глухомани, очаги духовного и научного просвещения. Тогда же бесследно пропала часть уникальной библиотеки – старинные рукописи на арабском языке, выполненные рукой безвестных каллиграфов, и другие бесценные раритеты.

Сегодня общество по-иному оценивает своё прошлое, возвращая из небытия имена и факты незаслуженно забытой нами истории. Истории, которую новое поколение древнего села обязано знать и помнить.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще