В Театре Камала представили первую премьеру юбилейного 120-го сезона – спектакль «Ася» по одноименной повести Ивана Тургенева. Русская классика – не частая гостья на татарской сцене, герои же произведений Тургенева, «великого русского писателя с татарскими корнями», как подчеркивается в аннотации к спектаклю, никогда прежде не говорили на татарском языке.
Работа над спектаклем началась в рамках чемпионата «АртМастерс Регионы». Весной этого года сборная молодых профессионалов Приволжского федерального округа, в которую вошли представители разных театральных профессий из Пермского края, Башкортостана, Республики Коми, Кировской, Нижегородской и Самарской областей, создала на площадке Камаловского театра театральный эскиз по тургеневской повести, который завоевал 2-е место в чемпионате «АртМастерс Регионы» по направлению «Театр».
В Театре Камала, где после переезда по-прежнему ощущается определенный «репертуарный голод», решили продолжить творческое исследование классического сюжета, и зарисовка переросла в полноценный спектакль. Режиссером и эскиза, и премьерной постановки стала выпускница эстрадного факультета ГИТИСа Лилия Ахметзянова, а главные роли в спектакле сыграли молодые камаловские актеры.
«Ася» – одно из самых лиричных произведений Тургенева. Нередко его издают под одной обложкой с другими повестями писателя – «Первая любовь» и «Вешние воды» и под общим названием «Повести о любви». Театральная версия не сильно отличается от традиционной трактовки известной повести, в которой русский классик поведал «историю о чистой и возвышенной любви, разбившейся о предрассудки света». Повесть «Ася» входит в школьную программу по литературе, прежде всего юношеской аудитории адресован и одноименный спектакль.
Неоспоримое достоинство постановки – сценография Ульяны Ереминой из Кирова. Художница признается, что, создавая акцент на визуальное восприятие действия на сцене, она вдохновлялась спектаклями недавно почившего американского режиссера и сценографа Роберта Уилсона, поставившего, в частности, в Театре Наций «Сказки Пушкина».
«Меня вдохновила идея сделать Асю главным героем, и рассказать историю о первой любви. А любовь – это чувство полета. И так я стала работать с темой птиц. Эстетика театра Роберта Уилсона создала контраст к живым, прорывающимся чувствам. Сразу вспоминается, как мама успокаивала меня, юную и влюбленную, говоря, что я еще буду смеяться над этим, когда вырасту. И знаете, мама была права, мне действительно смешно вспоминать ту глупую девочку», – поделилась Ульяна Еремина.