ЧТО ЗА ЗВЕРЬ
О новой тревожной тенденции в продуктовых магазинах рассказал вице-спикер Госдумы Борис Чернышов.
«Волна «шринкфляции» (когда пачка продукта становится меньше, а цена – нет) перетекает в нечто более скрытное и опасное – «стелсфляцию».
Мы уже почти смирились с тем, что привычные товары стали меньше или легче. Но это лишь верхушка айсберга. Многие продукты изменили вкус, стали хуже по качеству. Просто дорогие ингредиенты теперь заменяют на дешевые. И вот такой комплекс обманок и называют стелсфляцией.
Мы были одними из первых, кто забил тревогу о шринкфляции. Теперь бьем в набат вновь! Необходим жесткий контроль за качеством продуктов со стороны регуляторов. Производители не должны безнаказанно обманывать россиян», – написал в своем телеграм-канале Чернышов.
Впрочем, Америку вице-спикер Госдумы для россиян не открыл: все мы замечаем, что продукты с каждым годом всё больше теряют вкус и качество. В сметане можно встретить комочки крахмала, мясной фарш напоминает подкрашенное тесто с хрящами (многие производители открыто заявляют о наличии в продукте пшеничной клетчатки и сои), шоколад не тает во рту. То же самое касается напитков: на днях корреспондент «РТ» заметила, что ананасовый сок одной из известных марок уже далеко не ананасовый, а с примесью яблочного, при том, что упаковка (за исключением маленькой, едва заметной надписи) осталась прежней.
Фото: Юлия Бидун / «РТ»
ПОКУПАТЕЛИ СМИРИЛИСЬ
– Один из видов сдерживания цен – это снижение качества товара путем замены дорогостоящих ингредиентов более дешевыми. Например, вместо качественной муки в хлеб добавляют муку из фуражного зерна, картошку продают кормовую, заменяют животные жиры растительными и так далее. Потребителям это, конечно, не нравится, но производители вынуждены идти на такие меры, потому что им дают указания не повышать цены, особенно на социально важные продукты. А им надо платить зарплату, оплачивать электричество, транспортные расходы и т.д. Вот и появился механизм с заменой ингредиентов. По сути это фальсификация, но у нас наказания за это как такового нет, – развел руками председатель Союза потребителей РТ Марс Исмагилов.
А вот в надзорных органах «РТ» не смогла получить комментарии по поводу стелсфляции – есть ли жалобы от покупателей на плохие продукты, ведется ли мониторинг их качества, какие нарушения чаще всего выявляют. Ответов на эти вопросы нам не дали ни в Управлении Роспотребнадзора, ни в Госалкогольинспекции РТ, которая регулярно проводит дегустации продуктов с лабораторными исследованиями, ни в УФАС по РТ. Антимонопольщики вспомнили разве то, что подобные жалобы от населения им поступали года четыре назад, когда началась эпоха продажи яиц «девятками» и гречки по 800 граммов. А сейчас – тишина. Видимо, потребители уже смирились с положением вещей.
70% – ФАЛЬСИФИКАТ
Фото: Юлия Бидун / «РТ»
– На самом деле 70% производителей так или иначе фальсифицируют товары, просто кто-то делает это совсем грубо, а кто-то более аккуратно, – отметил Марс Исмагилов. – Мы в нашей организации периодически проводим закупки и делаем анализ тех или иных продуктов. Например, в августе анализировали сливочное масло. Например, продукт марки «Красная цена» вообще оказался не маслом, это маргарин чистой воды. А вот продукция наших татарстанских производителей, особенно со значком «халяль» порадовала: они стараются делать натуральный продукт. Но он и дороже. Сейчас покупатель сам должен быть начеку, внимательно читать состав, не бросаться на низкие цены. Низкая цена должна вызывать подозрение, потому что цикл производства того же масла везде одинаковый и коровы одинаковые. С чего тогда один продукт на 50% дешевле аналога? Кстати, если возникнут сомнения в качестве товара, любой потребитель может обратиться к нам, мы проведем анализ совершенно бесплатно.
«ПРОИЗВОДИТЕЛИ НЕ ВИНОВАТЫ»
Доктор экономических наук Анна Свирина солидарна с Исмагиловым и призывает народ не делать производителей крайними, потому что они сами заложники ситуации.
– Рентабельность 15% для производителей – это потолок, обычно еще меньше. А расходы у них огромные – коммуналка, транспорт, сложная логистика, затраты на семена, препараты для животных… И всё это производители не могут уложить в свои 15% прибыли. Им либо цены поднимать, но тогда народ недоволен будет, покупать перестанут, либо идти на удешевление. Я подозреваю, что хуже всего ситуация сейчас в молочке, потому что такие производства требуют бешеных инвестиций, которые никто не делает. Если мы, как в Штатах, будем писать на ценниках, сколько стоит сам товар, а сколько налог, тогда людям будет ясно, что это не производители жадные. Например, из цены литра бензина производителю идет от силы рублей 25, – объяснила Свирина.
– Можно ли найти выход из ситуации, чтобы и качество продуктов не страдало, и цены не росли так сильно? – поинтересовалась у нее корреспондент «РТ». – К примеру, несколько лет назад государство прибегало к заморозке цен на социально важные продукты.
– Регулирование цен государством может привести к тому, что мы вернемся к продуктовым талонам, – считает экономист. – Если замораживать цены, производства просто начнут закрываться, ведь их издержки никто не замораживает. Это же рынок, он регулируется ценами, и если вы регулируете цены, пропадает товар. Государству надо просто прекращать делать из бизнеса дойную корову, действующих мер поддержек бизнеса не хватает, они слишком точечные.