Уникальную программу демонтажа бездействующего нефтепровода в Нижнекамском водохранилище запустили в Татарстане в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология». На сегодняшний день выполнено 60 процентов от общего объема запланированных работ.
Уникальный проект реализуется Министерством экологии и природных ресурсов РТ по поручению Раиса Татарстана Рустама Минниханова и при участии Минприроды России.
«Необходимость демонтажа назрела давно – трубы находятся под водой более сорока лет и представляют собой опасность для экологии. Внутри сооружения осталась нефть. Если одну из труб разъест ржавчина, произойдет прорыв, остатки нефти попадут в воду, – рассказал заместитель министра экологии Татарстана Егор Тарнавский. – Нижнекамское водохранилище обеспечивает водой около миллиона человек, живущих в Набережных Челнах, Менделеевске, Елабуге, Нижнекамске и других городах. Это четверть населения Татарстана. Общая площадь потенциального загрязнения – 3,9 тысячи квадратных метров. Сложно представить масштаб возможной экологической катастрофы».
Озерное месторождение нефти находится недалеко от Набережных Челнов, рядом с санаторием «Ижминводы». Объект нефтедобычи, открытый в 1961 году, затопили после создания Нижнекамского водохранилища. По итогам конкурса, проведенного Правительством РТ в 2000 году, лицензию на месторождение получила компания «РИТЭК».
Проект демонтажа разработали еще в 2016 году. В 2020-м его передали в собственность Татарстана. После проведения дополнительных обследований было получено положительное заключение государственной экспертизы по определению сметной стоимости. И уже в 2021 году республика направила в Минприроды РФ заявку на предоставление субсидии из федерального бюджета. Работы по разборке объекта начались в минувшем декабре.
«Общая стоимость проекта – 930,5 миллиона рублей, из них 200 миллионов выделяет компания «РИТЭК», – отметил Егор Тарнавский. – На данный момент удалось демонтировать 13 километров труб из имеющихся 23. К концу года в водохранилище ничто не должно напоминать о старом нефтепроводе».
Демонтаж трубопроводов выполняется со специальной платформы. При этом участок, где ведутся работы, обнесен защитным барьером, способным удержать все нефтепродукты на огражденной территории в случае непредвиденной аварии. Трубы режут и герметизируют прямо под водой, а затем поднимают на сушу при помощи кранового оборудования. Здесь металлические изделия делят на десятиметровые отрезки, которые впоследствии утилизируют.
За выполнение задачи отвечает казанская фирма «Ядран-Строй». Главный инженер компании Марат Таран заявил, что процесс разборки подводных сооружений безвреден как для исполнителей, так и для окружающей среды.
«Мы строго соблюдаем правила техники безопасности, – подчеркнул он. – Ежедневно на объекте трудятся 30 человек. Всего две смены сотрудников: одна бригада сменяет другую каждые 14 дней. Задействовано до 20 единиц техники, в том числе два плавучих крана, три баржи и нефтесборщик. Демонтаж ведется ежедневно, без перерывов на праздники и выходные».
По словам специалиста, главная сложность заключается в том, что трубы приходится доставать из земли. В некоторых местах они закопаны на трехметровой глубине.
«И конечно, мы напрямую зависим от погодных условий. Например, сегодня погода прекрасная, а завтра будут сильный ветер и метровые волны. Мелкие суда отправятся в укрытие, поднимать трубы из воды будет очень трудно. Поэтому благоприятные дни стараемся провести максимально продуктивно», – подытожил Марат Таран.
К слову, проект демонтажа выведенного из эксплуатации подводного нефтепровода стал для России пилотным. В будущем планируется масштабировать опыт Татарстана на другие регионы страны.