В Казани продолжается XV Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз».
Напомним, что юбилейный форум собрал в столице Татарстана свыше 500 участников, но на самом деле их гораздо больше. Дело в том, что нынче фестиваль проходит в смешанном формате. Спектакли «Науруза» можно увидеть не только вживую, но и в уже привычном онлайн-формате. Именно таким виртуальным образом в фестивале участвуют театры из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана…
По сложившейся традиции каждый «Науруз» посвящён театральной культуре определённого народа или региона. В предыдущие годы это были Казахстан, Якутия и Башкортостан. «В этом году мы решили сделать акцент на театрах трёх национальных образований – это Хакасия, Алтай и Тыва. Мы их объединили, поскольку там проживают малочисленные народы, но, по сути, это отдельная большая театральная республика», – рассказал на стартовой пресс-конференции программный директор фестиваля Нияз Игламов. По его словам, предполагался приезд шести коллективов (по два от каждого национального образования), представляющих театральную культуру северных тюрков. Однако при нынешней эпидемиологической ситуации это оказалось, мягко говоря, затруднительно, и на деле смогли приехать только два театра – хакасский «Читиген» и имени П.В.Кучияка из Горно-Алтайска.
«Заявок в этом году было очень много, в том числе из Ирана и даже Италии, – отметил художественный руководитель «Науруза» Фарид Бикчантаев. – И жаль, конечно, что не все театры смогли приехать. Но, с другой стороны, мы были к этому готовы…» Организаторы уверены, что онлайн-формат не должен снизить градус впечатлений. «Искренне надеюсь, что это не станет традицией для «Науруза», и мы ещё увидим друг друга воочию», – выразил оптимизм Нияз Игламов.
«Науруз» постоянно меняется, предлагает новые форматы. С 2010 года под эгидой фестиваля проходит одноимённый театрально-образовательный форум. В прошлом году он вынужденно проводился в онлайне и побил все рекорды по количеству спикеров и участников со всего мира. В 2019-м впервые состоялся фестиваль студенческих спектаклей «Науруз school». А особенностью нынешнего театрального форума стал не только смешанный формат, но и его «сопряжённость» с Днями Якутии в Татарстане.
Честно говоря, сегодня «Науруз» уже довольно трудно представить без якутов. У них очень самобытный театр! Как, кстати сказать, и региональное якутское кино, на которое в том числе Татарстан пытается равняться. Но главное – это взаимное притяжение, о чём прямо сказал художественный руководитель Саха академического театра им. П.А.Ойунского Андрей Борисов. «Мы всегда с радостью приезжаем в Казань. У нас притяжение к театру Камала, потому что здесь нас встречают искренне, тепло и по-домашнему», – признался он.
Театр имени П.А.Ойунского представил на фестивале свою премьеру – спектакль «Алитет уходит в горы», генеральный прогон которого состоялся уже в Казани. «Камаловский театр предоставил нам два дня для репетиций. Это роскошь!» – отметил Андрей Борисов.
Частью культурной программы Дней Якутии в Татарстане и одним из ярких моментов фестиваля стал также показ на набережной озера Кабан спектакля Театра Олонхо «Кудангса Великий», поставленного в духе античной трагедии. Правда, тут, похоже, дело не обошлось без шамана. К началу уличного представления Казань неожиданно оказалась в эпицентре грозового фронта, и спектакль, замешанный во многом на магических обрядах и повествующий о человеке, бросившем вызов злым духам, пришлось перенести на следующий день.
Кроме камаловской премьеры «Угасшие звёзды», в «Наурузе» участвуют постановки шести татарстанских театров. Среди них номинант «Золотой маски» и обладатель Гран-при только что завершившегося в Набережных Челнах XVIII Фестиваля театров малых городов России – спектакль Альметьевского театра «Королевство кривых»
Кроме этого была представлена видеотрансляция спектакля «hууma» Государственного театра коренных малочисленных народов Севера. С эвенкского языка «hууma» переводится как мираж стада. Режиссёр постановки – один из самых известных якутских режиссёров Сергей Потапов.
Особое место в программе фестиваля занимает спектакль «Тараа» Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва имени В.Кок-Оола (г. Кызыл). По словам Нияза Игламова, автор идеи этого спектакля – Алексей Ооржак, который долгое время руководил театром и был очень тесно связан с казанским «Наурузом». В прошлом году он ушёл из жизни. Спектакль, выпущенный ученицей Алексея Ооржака, посвящён его памяти. На фестивале он также будет показан в онлайн-формате.
Кроме камаловской премьеры «Угасшие звёзды», в «Наурузе» участвуют постановки шести татарстанских театров. Среди них номинант «Золотой маски» и обладатель Гран-при только что завершившегося в Набережных Челнах XVIII Фестиваля театров малых городов России – спектакль Альметьевского театра «Королевство кривых». Показанные в один из первых дней «Сказки Хикмета» Казанского татарского ТЮЗа в ближайшее время будут представлять нашу республику на театральном фестивале в Санкт-Петербурге. «Сказки Хикмета» – прекрасный пример успешного соединения фольклора и современной формы визуального театра. Здесь сошлись все компоненты: музыка, свет, пластика, костюмы, сценография. Труппа ТЮЗа им. Г.Кариева харизматичная, яркая, очень музыкальная», – отметила московский театральный критик Анна Казарина.
Буинский театр привёз свою работу в модном нынче жанре вербатима «Жребий». «Перед нами стояла задача поставить одновременно и зрительский, и фестивальный спектакль, – рассказал на пресс-конференции художественный руководитель театра Раиль Садриев. – У нас это получилось. Скоро с этим спектаклем поедем в город Грозный, отправим «Жребий» и на «Золотую маску».
А вот один из отзывов о спектакле Тинчуринского театра «Сайдаш. Бессонница» по пьесе Луизы Янсуар и Резеды Гариповой. «Я открыла для себя творчество Салиха Сайдашева и по-хорошему завидую сосуществованию в Татарстане двух культур, – призналась театральный критик Ольга Фукс. – Те, кто сделал этот спектакль, обладают очень богатым внутренним миром».
Ещё несколько дней «Науруз» будет радовать гостей и зрителей своей разнообразной программой. И, наверное, многие будут мысленно задавать себе вопрос: в чём секрет долголетия фестиваля? Возможно, отчасти ответ на него дал Фарид Бикчантаев. «Науруз» – добрый и очень честный фестиваль, – сказал он. – Мы отменили жюри, мы не делим театры по принципу «хуже или лучше». Он честен по отношению к нашим друзьям, к нашим братьям по языку и религии». На первый взгляд, всё просто. Но «Науруз» – это ещё и про талант, и про смелость быть самим собой, и про уже упомянутое взаимное притяжение.