Отсюда, с высоты правого берега Свияги, эта зеленодольская деревня смотрится как на ладони. Сразу же бросаются в глаза колоколенка старинной церкви и раскинувшая крылья ветряная мельница. Эти два строения выделяются своими размерами на фоне низеньких сельских домишек.
Согласно официальным документам Исаково известно с 1567 года. Принадлежало оно основанному здесь в середине XVI века Свияжскому монастырю. Однако у историков есть веские основания полагать, что татарское население проживало здесь и прежде.
Об этом свидетельствуют не только находки, сделанные на месте почти уже исчезнувшего древнего кладбища-зирата, где были похоронены погибшие татарские воины. Кроме того, согласно легенде название села происходит от имени местного татарского бая, который жил здесь в середине шестнадцатого столетия.
КАК ИСХАК СТАЛ ИСАКОМ…
Как утверждает старинное предание, раньше, еще во времена Казанского ханства здесь находилось татарское поселение. После захвата этих земель войсками Ивана IV перед местным населением встала дилемма: либо покориться, либо покинуть родные места. В противном случае им грозила суровая кара. Ибо указ грозного царя запрещал местному населению селиться по берегам крупных рек. К таковым относилась и красавица-Свияга, протекавшая вблизи татарского села. Река эта издавна славилась рыбными богатствами, а прибрежные луга – знатными покосами и пастбищами. Кто-то переселился отсюда, многие остались. Одним из них был бай Исхак. Приняв православие, после крещения он стал Исаком и даже, как утверждают местные, построил на свои деньги деревянную церковь. Правда, до наших дней она не сохранилась. А вот каменный Богоявленский храм, который и сегодня стоит в Исакове, был построен много позже – уже в конце XVIII века.
Уже в первые годы за Свияжским монастырем числились восемь деревень и два сельца, одно из которых – Исаково. Его жители – крестьяне-вотчинники, которых именовали также «монастырскими детенышами», обязаны были поставлять монастырю часть производимых продуктов в виде оброка. Для их хранения в Исакове было основано братское хозяйство
Представителям православного духовенства Иван Грозный пожаловал значительную часть окрестностей Свияги. Уже в 1555 году, через три года после взятия Казани, архимандритом Германом был основан здесь Свияжский монастырь, ставший крепостью-форпостом.
МОНАСТЫРСКИЕ ДЕТЕНЫШИ
Большинство сегодняшних жителей Исакова русские. Приток населения в эти места в XVII веке осуществлялся за счет большого числа беглых крепостных, которые селились вокруг святой обители. Монастырям требовались рабочие руки, поэтому они нередко брали беглецов под свою защиту. Жили они, разумеется, не в самом монастыре, а в небольших поселениях – вотчинах. Уже в первые годы за Свияжским монастырем числились восемь деревень и два сельца, одно из которых – Исаково. Его жители – крестьяне-вотчинники, которых именовали также «монастырскими детенышами», обязаны были поставлять монастырю часть производимых продуктов в виде оброка. Для их хранения в Исакове было основано братское хозяйство. На монастырское подворье в амбары свозили рожь, пшеницу, ячмень и овес. Здесь же находилось гумно, на котором высились копны и скирды с необмолоченным зерном, рядом – скотный двор. В 1614 году, проводя опись монастырского хозяйства, монах-переписчик оставил в своих бумагах запись, в которой перечислил все поголовье на скотном дворе братского хозяйства в сельце Исаково: «Восемь меринов, шестнадцать кобыл, да жеребчиков и кобылок девятнадцать… Да на коровьем дворе пять коров, две телушки да четыре овцы да баран…».
Большинство сегодняшних жителей Исакова русские. Приток населения в эти места в XVII веке осуществлялся за счет большого числа беглых крепостных, которые селились вокруг святой обители
Конечно же, работали в хозяйстве не иноки, для которых главным делом были церковные службы и молитвы, а крестьяне. В советских учебниках истории монахов причисляли к духовным феодалам, угнетавшим народ. Однако жилось монастырским крестьянам гораздо лучше, чем у барина-помещика, беспощадно дравшего с бедолаг три шкуры за малейшую провинность. Видимо, тогда среди монастырских крестьян и возникла известная поговорка «Живем, как у Христа за пазухой!». И все же жизнь в те суровые времена была не такой легкой, даже под покровительством святой обители.
НА ЗАРЕ «БУНТАШНОГО» ВЕКА
Семнадцатый век вошел в историю России как век «бунташный». Здесь и государственный кризис, наступивший после смерти царя Бориса Годунова, и поход самозванца Лжедмитрия на Москву, и разинщина, и церковный раскол, ставший по своей сути одной из форм протеста против произвола помещиков-крепостников. В условиях ослабления центральной власти на местах и особенно на тогдашних окраинах государства Российского бесчинствовали временщики. Разбойничьи ватаги «гулящих людей» под руководством атаманов грабили монастыри, разоряли деревни и села. Не стали исключением и земли свияжского края.
Много бед и горя принес жителям Исакова неспокойный век. | |
Но всякий раз на месте пепелищ и пожарищ заново вырастали под стук топоров бревенчатые крестьянские избы. И сегодня село, которому скоро исполнится пять веков, по-прежнему смотрит на свияжские просторы оконцами своих домов в нарядных резных наличниках. |
Вот что мы узнаем о судьбе Исакова из рукописей тех далеких лет, когда под стенами Свияжска расположилось войско мятежного князя Романа Троекурова, под руководством которого в 1610 году собрались отряды вольных казаков, а также восставшие чуваши и марийцы.
«…Свияжск находится в осаде, монастырский хлеб раздали служилым людям, посадским, ратным и другим… Сельцо Исаково, окружающие деревни сожжены, разграблены, крестьяне побиты, разбежались, вымерли…».
А четырьмя годами ранее под Свияжском объявился еще один самозванец – претендент на царский престол. Некий Илейка Горчаков, беглый холоп свияжского стрелецкого головы Елагина объявил себя царевичем Петром, племянником царя Феодора Иоанновича. Сей новоиспеченный «наследник» русского престола объявил свияжцам, что идет на помощь своему «дяде» – Лжедмитрию. Но, узнав, что последний убит, поспешил скрыться в низовьях Волги.
Много бед и горя принес жителям Исакова неспокойный век. Но всякий раз на месте пепелищ и пожарищ заново вырастали под стук топоров бревенчатые крестьянские избы. И сегодня село, которому скоро исполнится пять веков, по-прежнему смотрит на свияжские просторы оконцами своих домов в нарядных резных наличниках.
МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Хотите отведать ароматные эчпочмаки и беляши, испеченные в настоящей татарской печке? Или густой деревенский катык из блюда, в котором, не падая, стоит ложка? А может быть, вы хотя бы на несколько минут захотите стать самым настоящим кузнецом, самостоятельно выковав из раскаленного добела металлического бруска подкову на счастье? Или посмотреть, как работает самая настоящая ветряная мельница? А напоследок оказаться в гостях у персонажей татарских народных сказок?
Тогда вам прямая дорога в «Татар авыл» – так называется удивительный музейный комплекс под открытым небом, что вырос совсем недавно поблизости от деревни Исаково.
Встретят вас здесь с широким татарским гостеприимством – переливистым наигрышем гармони и медовым чак-чаком. Директор музея Дамир-абый лично проведет для туристов увлекательную экскурсию в мир быта старинного татарского села. И начнет он ее от сруба сельского колодца-«журавля». Любой желающий сможет напиться студеной чистой колодезной водицы, которую зачерпнет сам из таинственных подземных глубин. А затем, забравшись по деревянным ступеням на верхний этаж ветряной мельницы, увидит, как крутятся ее каменные жернова, при помощи которых наши предки мололи муку.
Что и говорить, здесь есть чем заняться туристу из мегаполиса. И проехаться верхом на скакуне, и познать секреты гончарного искусства, и даже самостоятельно подоить козу или корову.
Любителям активного отдыха по душе придутся конные пробеги по живописным окрестностям, во время которых они смогут ознакомиться со здешними достопримечательностями
Не останутся без внимания и маленькие гости сельского подворья, которых ожидает интереснейшее путешествие в татарскую сказку. Здесь они могут без опаски побывать в самой настоящей избушке на курьих ножках, в которой проживает сестра русской Бабы Яги – старая Убыр-апа со своей волшебной ступой. Или повстречаться с главным сказочным героем татарского фольклора – хитрым и коварным Шурале.
Ежегодно здесь проводятся красочные зрелищные праздники – «Уйнагыз, гармуннар!» («Играй, гармонь!») в мае, «День плуга» в июне, «День урожая» – в октябре и другие мероприятия, где можно приобрести товары мастеров народных промыслов, а в дни проводимых здесь ярмарок – сельскохозяйственные продукты с деревенского подворья: свежее мясо, парное молоко, куриные яйца, конскую колбасу казылык или вяленого гуся, приготовленные по всем канонам национальной кухни. Любителям активного отдыха по душе придутся конные пробеги по живописным окрестностям, во время которых они смогут ознакомиться со здешними достопримечательностями. Одним словом, впечатлений – море. Думаю, что после такой насыщенной программы туристам будет о чем поговорить за чашкой ароматного горячего чая за щедро накрытым столом байского дома, слушая легенды и были из истории старинного поселения Исаково.