Фонд развития исполнительского искусства Sforzando на музыкальном «поле» нашей республики появился сравнительно недавно, но уже первые его проекты обратили на себя внимание нетривиальностью и, в хорошем смысле, амбициозностью. Цели фонда – популяризация классической музыки и поддержка талантливой молодежи, решившей посвятить себя академическому музыкальному искусству. О том, насколько это актуально сегодня, мы побеседовали с создателем и руководителем фонда Sforzando, лауреатом международных конкурсов Данияром Соколовым (на снимке). Ведь ему, выпускнику фортепианного факультета Казанской консерватории, как никому известно, с какими трудностями приходится сталкиваться молодым музыкантам.
– Данияр, как возникла идея фонда и почему он получил название Sforzando?
– Sforzando в переводе с итальянского означает «усилие» или «с усилием», и я посчитал логичным назвать так наш фонд. Ведь музыкантам порой приходится прикладывать немалые усилия для реализации своих художественных замыслов. К тому же этот термин довольно часто встречается в нотном тексте, и музыканты не ошибутся в намерениях организации с таким названием.
Сама идея фонда возникла еще во время моей учебы в консерватории. Я тогда часто выезжал на конкурсы и фестивали за рубеж. В организации таких поездок мне помогали родители. И это было не просто. Общаясь с участниками из других стран, я часто слышал о различных организациях, поддерживающих начинающих музыкантов. Именно тех, кто профессионально занимается академической музыкой. Зачастую у них нет ни времени, ни возможностей заниматься поиском средств для своего творческого развития. Хорошо, если помогают родители. А если нет?..
Да, в Казани проводится много фестивалей, некоторые из них очень значительные и проходят с участием звезд мировой величины. Но при этом очень мало площадок вне театра и консерватории для самовыражения и раскрытия творческого потенциала молодых исполнителей
С этим вопросом я обратился в Министерство культуры, где меня всегда поддерживали, приглашали выступать на концертах. Вот и на этот раз поддержали, подсказали, с чего начинать, ведь многих юридических тонкостей я тогда просто не знал. И в 2014 году (напомню, это был Год культуры в России) мы провели первый фестиваль «Музыка вокруг нас». Он прошел при поддержке первого президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева, который очень тепло отнесся к нашей инициативе. Участники фестиваля выступили в Казани и на острове-граде Свияжск. А в этом году один из концертов фестиваля «Музыка вокруг нас» посетил Рустам Нургалеевич Минниханов и положительно отозвался о работе нашего фонда.
– Популяризация классической музыки считается делом неблагодарным, по крайней мере среди современной молодежи, которая находит себе кумиров в лучшем случае среди рок-музыкантов. Что вы думаете по этому поводу и на какую аудиторию ориентированы ваши проекты?
– Вы правы. Это не особо благодарное дело. Даже у своих коллег я не всегда нахожу понимание. Одни утверждают, что классическая музыка – это искусство элитарное, ее воспринимают только 3 процента общества. Другие смиренно принимают свою жизнь такой, какая она есть, и, имея за плечами несколько громких премий, преподают музыку в школе (это замечательная профессия, но не все там на своем месте). Наконец, есть такие, кто плывет по течению сегодняшнего общества потребления и пытается заработать легкие деньги.
Последний тип вызывает у меня самые большие опасения, потому что с их тихого согласия музыканты превращаются в обслугу наравне с официантами. Но не только сами музыканты в этом виноваты. Сегодня отсутствует культура восприятия классической музыки. Ее нет практически нигде в свободном доступе. Она существует только в обособленном мире консерватории, ГБКЗ и оперного театра. Но неподготовленного человека очень трудно туда привести. Над этим когда-то работали школа (уроки музыки), радио, телевидение. Сейчас это все утрачено.
– В чем изюминка ваших проектов, учитывая, что в Казани очень насыщенная музыкальная жизнь и проводится довольно много фестивалей?
– Изюминка в том, что каждый раз мы пытаемся выйти за привычные рамки исполнения и восприятия классической музыки. Проводим концерты open air, создали оркестр, в составе которого только пианисты… Да, в Казани проводится много фестивалей, некоторые из них очень значительные и проходят с участием звезд мировой величины. Но при этом очень мало площадок вне театра и консерватории для самовыражения и раскрытия творческого потенциала молодых исполнителей.
Конечно же, мы хотим, чтобы музыканты не только имели возможность заниматься любимым делом, но и могли зарабатывать. На одной любви к искусству долго не протянешь. Поэтому мы всегда находимся в поиске меценатов
Я считаю, что это очень важно для становления личности музыканта – участвовать в различных экспериментальных проектах, пробовать себя на разных площадках. Поэтому мы были очень рады, когда одной из таких площадок стал музей-заповедник «Казанский Кремль». Его директор Зиля Рахимьяновна Валеева пригласила нас и позволила использовать помещение выставочного зала «Манеж» для наших творческих экспериментов. Мы признательны ей за такую возможность, и сегодня центральное место среди наших проектов, конечно же, занимают «Кремлевские вечера». Это регулярные концерты в стенах памятника ЮНЕСКО с участием молодых музыкантов. Здесь же готовит свои программы молодежный оркестр Sforzando. На его счету около 30 выступлений в Казани, Нижнекамске, Бугульме… И это все за один год! Кроме того, при поддержке Министерства культуры и фонда «Живой город» мы осуществили постановку трех камерных опер в формате open air – «Береника» Л.Абдулиной, «Бастьен и Бастьенна» В.Моцарта и «Любовь втроем» Менотти.
Конечно же, мы хотим, чтобы музыканты не только имели возможность заниматься любимым делом, но и могли зарабатывать. На одной любви к искусству долго не протянешь. Поэтому мы всегда находимся в поиске меценатов, а также рассчитываем на поддержку государства, участвуем в грантовых программах и конкурсах.
Есть дурацкое выражение – художник должен быть голодным, но часто его толкуют неправильно. Художник должен быть голодным до ярких впечатлений, любить жизнь, искусство, а не умирать с голоду! Настоящему художнику никогда не нужно больше того, что требуется для воплощения его творческих задач.
Данияр СОКОЛОВ, руководитель фонда Sforzando: | |
Есть дурацкое выражение – художник должен быть голодным, но часто его толкуют неправильно. Художник должен быть голодным до ярких впечатлений, любить жизнь, искусство, а не умирать с голоду! |
– Пожалуй, самой запоминающейся на сегодняшний день стала ваша музыкальная акция, когда прямо на улице, в скверах устанавливали фортепиано и любой желающий мог сесть за инструмент… Как реагировали на это казанцы и, кстати, что стало с теми «уличными» пианино?..
– С ними все в порядке, все они используются по назначению в нашем оркестре пианистов. Мы даже придумали для них специальную систему перевозки, и в следующем сезоне вы сможете увидеть, как она работает. Конечно, поначалу мы с опаской оставляли инструмент на улице, но видя, с каким удовольствием люди музицируют, поют и просто весело проводят время, мы поняли, что Казань к подобным экспериментам готова. Огорчил лишь тот факт, что после нас инструменты стали появляться бесконтрольно. Например, кто-то поставил пианино в парке Горького и бросил его там как хлам. Естественно, без надлежащего ухода и контроля он в этот самый хлам и превратился. Мы уже сделали запрос муниципальным властям, потому что подобные факты только дискредитируют хорошую идею.
– Что касается оперных постановок под открытым небом, то, честно говоря, отклики были довольно противоречивые. А как вы сами оцениваете первый опыт?
– Все наши проекты я оцениваю положительно, потому что занимаются ими талантливые ребята, причем зачастую они выступают первопроходцами. Так было и с постановкой камерных опер. Хочу подчеркнуть – изначально предполагалось, что артисты будут петь и играть на открытом воздухе. Это было очень непросто, но крайне интересно. И я считаю, что мы достойно с этим справились. О чем свидетельствовали аншлаги на всех наших выступлениях. Мы обязательно будем продолжать работу в этом жанре, уже запланированы новые постановки на 2017–2018 годы. А в перспективе мы надеемся создать в Казани камерный музыкальный театр.
– Кто из композиторов с вами сотрудничает?
– Мы сотрудничаем прежде всего с молодыми композиторами. Некоторые из них еще учатся, кто-то уже окончил консерваторию. Среди них, например, Ильяс Камал, мы играем его мюзикл «Сак-Сок», а также он делает аранжировки для нашего оркестра. Конечно же, Ляйсан Абдулина – ее камерную оперу «Береника» мы ставили в Лядском саду. С Эльмиром Низамовым задумываем интересные проекты. Так, 24 декабря в рамках «Кремлевских вечеров» состоится юбилейный вечер этого замечательного композитора, и мы будем исполнять несколько его произведений.
– В заключение, о чем еще вы хотели бы сказать?
– Меня в принципе беспокоит положение музыкантов-исполнителей. У композиторов, художников, актеров – у всех есть свои творческие союзы. А музыканты были и остаются «ничейными», и в случае чего им просто некуда обратиться! Я считаю, это несправедливо. Ни один композитор не состоится без исполнителей, в том числе и те, которые пишут музыку для театра и кино. Поэтому я убежден, что музыканты заслуживают более уважительного отношения к себе.