Взрослый взгляд на детские проблемы виртуального общения
Казалось бы, ещё не ушла из памяти пора, когда родители подолгу не могли дозваться детей со двора и за уши тащили домой загулявшихся допоздна мальчишек, которые гоняли мяч, играли в «чижика» или в салки. А кого-то мамы и папы строго отчитывали, застигнув посреди ночи прячущимися под одеялом с интересной книжкой и фонариком… Но теперь многие родители рады, если ребенок хоть на пару часов оторвется от компьютера или смартфона и выйдет на прогулку или прочитает хоть несколько книжных страниц.
Почему дети от привычных увлечений бегут в Интернет, насколько это опасно и как бороться с компьютерной зависимостью? Эти вопросы встают особенно остро с приближением летних каникул, когда труднее всего контролировать, чем занимается ребенок в свободное время.
Что же делать? Ограничить, запретить и наказать? По мнению экспертов, это неправильный подход к проблеме, который больше навредит, чем поможет. Взаимоотношения ребенка с гаджетами требуют глубокого анализа и полного понимания темы. Чтобы сформировать зрелый взгляд на проблему компьютерной зависимости, мы обратились к специалистам-психологам Республиканского наркологического диспансера.
ШУТКА СТАЛА ПРАВДОЙ?
Интернет-аддикция (зависимость, пагубная привычка, пристрастие) не является официально заболеванием. Даже сам термин «интернет-аддиктивное расстройство» был предложен в качестве шутки американским психиатром Айвеном Голдбергом. Но с тех пор прошло уже больше двадцати лет, и определение… прижилось.
Казалось бы, между наркотической зависимостью и увлечением гаджетами огромная разница. Однако наиболее компетентно проанализировать обе проблемы могут именно врачи-наркологи.
– Каждый по-своему понимает тему зависимости. Но существуют определения, которые в клинических дисциплинах психологии, психиатрии и наркологии четко определяют этот термин. Мне нравится определение классических немецких психиатров: зависимость – это такое состояние психики человека, когда одна или несколько сфер деятельности занимают неоправданно большое место в ущерб остальным, – рассказывает заместитель главного врача по детской наркологии Республиканского наркологического диспансера Степан Криницкий.
Если ребёнок не получает достаточно одобрения и поддержки в семье, то неудивительно, что он начнёт искать их в Интернете. Кроме того, если ребёнку не хватает понимания окружающих, то интернет-зависимость явно не главная проблема, о которой стоит беспокоиться родителям
Существует два основных вида зависимостей – химические и эмоциональные. Химическая возникает, когда некое вещество воздействует на определенные структуры организма человека, вызывая субъективно приятную реакцию. Для наркобольного это наркотик, для алкоголика – спиртное… Но может ли зависимость возникнуть без употребления каких-либо веществ?
– Это называется эмоциональной зависимостью, при которой приятные эмоции возникают не по причине воздействия каких-либо веществ, а естественным путем. В таких зависимостях очень просто разобраться, ведь они каждому знакомы. Если вы когда-нибудь влюблялись, то это хороший пример такой зависимости. Многие согласятся, что состояние влюбленности занимает огромное место в нашей жизни. И здесь также могут возникнуть проблемы – в учёбе, в отношениях с друзьями или семьёй, – пояснил Степан Криницкий.
Однако от влюбленности никто не застрахован, и она всё же относительно безвредна. В отличие от некоторых патологических эмоциональных зависимостей, одной из которых может стать и интернет-аддикция.
ЗАПРЕТИТЬ ЛЕГКО, ПОНЯТЬ ТРУДНЕЕ
Однако, когда речь идет о «зависимости от компьютера», бывает трудно определить, где находится грань между патологией и нормальным увлечением.
– Отношения, которые возникают у ребёнка с гаджетом, часто кажутся родителям чём-то очень опасным. Но ребёнок любопытен от природы. Когда вокруг него разбросаны все эти устройства, а у папы с мамой крутые смартфоны, все вокруг общаются в соцсетях, смотрят видео на «Ютубе», разумеется, ребёнок будет проявлять интерес к гаджетам. Если он не проявляет в этой ситуации любопытства, то, скорее, это патология, – считает Степан Криницкий.
Степан КРИНИЦКИЙ, заместитель главного врача по детской наркологии Республиканского наркологического диспансера: | |
Если родители хотят, чтобы ребёнок развивался гармонично, то сферу цифровых интересов обязательно нужно чередовать с другими. Должны быть и уличные игры, и работа своими руками, и общение… Запрещать гаджеты тоже не нужно. Это будет вызывать конфликты, ребёнок начнёт искать способы обойти запреты. |
Калейдоскоп контента, который открывается в Интернете, очень интересен для ребенка, а затем и для подростка, юноши или девушки. Однако для нормального и гармоничного развития личности нужна многозадачность ситуации, множественные поля её интересов.
– Если родители хотят, чтобы ребёнок развивался гармонично, то сферу цифровых интересов обязательно нужно чередовать с другими. Должны быть и уличные игры, и работа своими руками, и общение… Запрещать гаджеты тоже не нужно. Это будет вызывать конфликты, ребёнок начнёт искать способы обойти запреты, – рекомендует Степан Криницкий.
Если пойти простым путём и запретить использование смартфона, компьютера или Интернета, заставить ребёнка против воли заниматься тем, что ему не нравится – это только усугубит ситуацию. Задача родителей в том, чтобы предоставить достойную альтернативу, которая увлечёт ребёнка не меньше, чем социальные сети или любимая игра. Разумеется, это непросто. Но проблема отцов и детей никогда и не была простой.
ПОКА РУКА НЕ ОНЕМЕЕТ
Как рассказала клинический психолог Республиканского наркодиспансера Мария Щевлягина, самой эффективной защитой от интернет-аддикции является доверительное общение родителей с ребёнком и организация его качественного досуга.
– Существуют факторы риска, которые и формируют интернет-зависимость. В первую очередь это межличностные проблемы, интроверсия, социальные трудности. Интернет предлагает здесь безопасную альтернативу, позволяет удовлетворять потребность в общении без страхов и тревог. Люди прибегают к виртуальным отношениям от недостатка социальной поддержки, чтобы облегчить свое одиночество, – полагает Мария Щевлягина.
Если ребёнок не получает достаточно одобрения и поддержки в семье, то совершенно неудивительно, что он начнёт искать их в Интернете. Кроме того, если ребенку не хватает понимания в семье, интернет-зависимость явно не главная проблема, о которой нужно беспокоиться родителям.
– Не стоит ставить диагноз «интернет-аддикции» всем, кто пользуется Интернетом. Существуют признаки,
которые свидетельствуют о наличии зависимости. В первую очередь нужно убедиться, что деятельность в Интернете носит контрпродуктивный характер и не имеет ценности для духовного или интеллектуального развития ребёнка, – советует Мария Щевелягина.
По её словам, существуют как психические, так и физиологические симптомы зависимости от Интернета.
– Это пренебрежение семьёй, друзьями, проблемы на учёбе или работе, неспособность самостоятельно ограничить время, проводимое за компьютером, – перечисляет она. – Если говорить о физиологических симптомах – это онемение кисти руки, сухость в глазах, боль в спине и головные боли, расстройство сна… Как человек, который довольно много времени проводит за компьютером, могу сказать, что для появления таких симптомов нужно просидеть у монитора действительно непотребное количество времени. Впрочем, если говорить о детях, то допустимая длительность использования компьютера, разумеется, снижается пропорционально возрасту – ждать, пока рука не онемеет, точно не стоит.
Если пойти простым путём и запретить использование смартфона, компьютера или Интернета, заставить ребёнка против воли заниматься тем, что ему не нравится – это только усугубит ситуацию. Задача родителей в том, чтобы предоставить достойную альтернативу, которая увлечёт ребёнка не меньше, чем социальные сети или любимая игра
– Одним из возможных вариантов борьбы с интернет-зависимостью у детей остаётся установка чётких границ времени использования гаджетов и чёткий контроль за их соблюдением. Главное – помнить о критериях, которые характеризуют зависимость, – это дизадаптация (невозможность приспособиться к социальной среде) и контрпродуктивность или преднамеренное нанесение вреда окружающим, их интересам. Если ребенок с ранних лет увлекается программированием, нет ничего плохого, если он и дальше будет постигать эту науку. А если он просто неоправданно долго сидит в социальных сетях в ожидании лайков, – это уже вредно, – добавляет Степан Криницкий.
Что касается взрослых, то, по словам Марии Щевлягиной, пока Интернет не идёт человеку во вред и не страдают другие значимые сферы жизни, пользуйтесь им на здоровье! Для людей пожилого возраста освоение компьютера особенно полезно, так как способствует развитию критического мышления и способности к принятию самостоятельных решений – эти качества, к сожалению, с возрастом могут ослабевать.