В Музее-мемориале Великой Отечественной войны открылась выставка, посвящённая работе авиационной отрасли в годы войны. Главное место в экспозиции занимает история фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Основная часть самолётов конструкции Владимира Петлякова была выпущена на 22-м – ныне Казанском авиационном заводе им. С.П.Горбунова, филиале ПАО «Туполев». Из почти одиннадцати с половиной тысяч «пешек» всех модификаций, произведённых в СССР, предприятием было передано фронту 10 162 самолёта. За этой гигантской цифрой – самоотверженный, по-настоящему героический труд многих тысяч заводчан.
Заведующая музеем КАЗ Янина Чурбанова передала организаторам выставки во главе с Александром Александровым (заведующим музеем-мемориалом) соответствующие документы, фотографии… Среди самых ценных экспонатов с авиазавода – личные вещи директора Василия Окулова, который руководил им в годы войны.
Впрочем, надо понимать, что только в авиационной отрасли Победу ковал добрый десяток предприятий, сделавших Казань Городом трудовой доблести. Экспозиция, посвящённая Пе-2, разумеется, не могла не отразить и военную историю 16-го завода (КМПО). Здесь для «пешки» и других самолётов выпускались различные модификации знаменитого мотора М-105, позднее – ВК-105 по инициалам конструктора Владимира Климова, а также двигатели М-82 конструкции Аркадия Швецова. Здесь же и всё на том же Пе-2 (при участии конструкторов 22-го завода) Сергей Королёв испытывал свои ракетные ускорители.
Название выставки – «Крылья Татарстана» – отнюдь не случайно совпадает с проектом республиканского объединения «Отечество», о котором наша газета писала в материале «Пешка»: возвращение из небытия» 23 декабря минувшего года. Так случилось, что в России всего три «пешки» разной степени аутентичности. В Казани, если не считать макета в парке Победы, от самолёта не осталось ничего, даже большей части документации, чертежей. Поэтому практически всё «железо» на выставке, будь то сиденье пилота, пулемёты, приборы или лопасть винта, добыто поисковиками во главе с председателем «Отечества» Александром Коноплёвым. Он и его коллега, эксперт по истории авиации Илья Прокофьев (на снимке), рассказали об организации поисковых экспедиций и о том, что в Казань сегодня доставлены фрагменты 62 самолётов Пе-2.
Присутствовавшим на презентации показали для примера видеофильм об извлечении одной погибшей машины из болота у села Варзуга на Кольском полуострове. Очередная подобная экспедиция состоится в марте – летом до большинства мест падения самолётов, не тронутых населением, не добраться. Поисковики преследуют при этом две благородные цели. Первая – выяснить судьбу экипажей: с 2017 года установлены имена и написаны недостающие строчки в биографии 152 человек. Вторая, почти сверхзадача – собрать из найденных частей, которые, к слову, и сами по себе нуждаются в кропотливой реставрации, целую «пешку». Казань достойна такого раритета как ни один другой город в стране.
…Благодаря усилиям поисковиков-реставраторов на выставке появился и такой уникальный экспонат – кольцо от подшипника винтомоторной группы, на котором какой-то рабочий выгравировал электрокарандашом: «Смерть фашистским гадам! 2/II-1944 г.».