26 мая 2022

«Пешка»: возвращение из небытия

Опубликовано: 22.12.2021 16:05

В Казани вновь собирают легендарный пикирующий бомбардировщик

 

 

В годы войны в столице ТАССР массово выпускались два самых известных советских бомбардировщика – «небесный тихоход» По-2 и весьма современный для начала сороковых двухмоторный самолёт Пе-2. Каждый из них внёс свой весомый вклад в Победу, но вот увидеть эту героическую технику татарстанцы могут лишь в виде макетов… Впрочем, у нас есть шанс прикоснуться к истории.

 

О впечатляющей судьбе казанских самолётов Николая Поликарпова и Владимира Петлякова мы подробно рассказывали в двух частях статьи «От По до Пе», опубликованных в мае 2019 года на страницах «Республики Татарстан» и на сайте нашего издания. Повторяться не будем, отметим лишь, что легендарный Пе-2, о котором сейчас пойдёт речь, стал самым массовым отечественным бомбардировщиком. Собрано было около 11,2 тысячи боевых машин. При этом более десяти тысяч «пешек» сделали именно в Казани. Уже сама эта гигантская цифра связывает самолёт не только с фронтовыми подвигами, но и с трудовой доблестью авиастроителей. Особенно если учесть, что в Пе-2 (изначально ПБ-100) всего за полтора месяца был переделан высотный истребитель ВИ-100 и все дальнейшие работы по доводке и постоянной модернизации бомбардировщика происходили в ходе серийного производства в условиях военного времени.

 

ДОСТОИН НАШЕЙ ПАМЯТИ

Пе-2 не был идеальным самолётом – таковых вообще не существует, но с учётом вышесказанного он достоин собственного музея боевой и трудовой славы. Однако в Казани мы видим лишь макет легендарной машины в парке Победы. Да и по всей России сегодня всего три «пешки» – две в Центральном музее ВВС в Монино, ещё одна в музее УГМК в Верхней Пышме Свердловской области. Один, подмосковный самолёт, имеет законный серийный номер, остальные собраны из разных «пешек».

Впрочем, и «сборный» экземпляр – сама история, наглядный пример для сохранения нашей порой слишком короткой памяти и воспитания подрастающего поколения. Что было бы особенно актуально для Казани, ещё в тридцатые годы ставшей авиационной столицей Поволжья. Именно такой логикой руководствовались активисты региональной общественной молодёжной организации «Объединение «Отечество» РТ, решившись на невозможное. В рамках проекта «Крылья Татарстана» они задумали воссоздать легендарный бомбардировщик, используя детали и фрагменты, найденные в ходе экспедиций к местам гибели или вынужденных посадок «пешек». И сегодня эта работа переходит наконец из поисковой в свою решающую, «инженерную» стадию.

 


Сильно осложняет процесс воссоздания самолёта и то почти мистическое обстоятельство, что от Пе-2 не осталось не только серийных экземпляров, но и заводских чертежей


 

…В поисках «Отечества» на улице Шоссейной, что в Кировском районе Казани, натыкаемся на отделение Пенсионного фонда: куда ты привёл нас, навигатор? Но нет, его электронные карты не врут. На стене расположенного слева гаражного бокса – красочное граффити с изображением батальной сцены с Пе-2.

Теперь мы знаем, куда идти, и нас действительно встречают организаторы необычной экскурсии.

– Мы участвуем в нескольких крупных проектах, связанных главным образом с информационно-поисковой работой. Проект «Крылья Татарстана», пожалуй, самый необычный из них, поскольку находится на стыке поисковой деятельности и, можно сказать, инженерных задач. Хотя сама идея лежала, по сути, на поверхности, – отмечает председатель совета объединения «Отечество» Александр Коноплёв. – Основная масса Пе-2 была выпущена на 22-м заводе, ныне Казанском авиазаводе имени Горбунова. На самолёты устанавливались двигатели нашего же моторостроительного 16-го завода. В Казани самолёты испытывались и модернизировались, отсюда отправлялись на фронт, и при этом ни одного Пе-2 у нас не сохранилось. Мы решили восстановить историческую справедливость.

Эти слова как-то по-особенному прозвучали в первой части нашей встречи в стенах импровизированного музея, созданного поисковиками. Он далёк от рафинированного глянца классических музейных залов, но при этом словно дышит военной историей. Пробитые каски, оружие, форма и личные вещи красноармейцев, фотографии, медицинские инструменты и перевязочный материал, застывшие в последний миг стрелки приборов от сбитых самолётов, оставшихся в лесных болотах. Именно оттуда извлекали и большую часть фрагментов легендарных «пешек», попутно восстанавливая историю конкретных самолётов и судьбу их экипажей. Кто-то дошёл до Берлина, а кто-то погиб вместе с машиной…

 

Александр Коноплёв демонстрирует двигатель М-105. При разборе на одном из подшипников винтомоторной группы обнаружилась надпись, сделанная рабочими 16-го завода: «Смерть фашистским гадам! 2.II-1944 г.».

 

– Всего в Казань уже доставлены фрагменты 62 самолётов Пе-2, найденных в ходе экспедиций в десяти регионах страны – от Мурманска до Чёрного моря, которые были организованы благодаря грантовой поддержке Правительства республики, Министерства по делам молодёжи, – продолжает Александр Коноплёв. – Большую помощь также оказывает руководство компании «Татнефть» и лично Наиль Ульфатович Маганов. С 2017 года удалось установить имена и судьбы 152 членов экипажей этих машин, что не менее важно, чем само воссоздание самолёта. Проект объединил поисковиков, историков, авиареставраторов. В инициативной группе – более 15 человек. Мы ведём огромную архивно-исследовательскую работу. В 2019 году вышла в свет первая книга, посвящённая реализации проекта, – «Крылья Татарстана. Восстановить легенду», теперь готовимся издать вторую книгу, в которой рассказывается обо всех наших экспедициях и об истории всех самолётов, чьи фрагменты используются для восстановления Пе-2.

 

КОГДА НА ВЗЛЁТ?

Наша экскурсия продолжается в гаражных боксах с тем самым живописным самолётом на стене. Внутри – тоже «пешка», но в виде тысяч деталей и искорёженных кусков обшивки. Впрочем, в первом боксе, куда мы зашли, нас встретили не какие-то «обломки», а вполне солидно выглядящие 12-цилиндровые двигатели М-105 конструктора Владимира Климова. Два 1100-сильных мотора позволяли Пе-2 развивать скорость до 540 километров в час, быстро добираться до цели и столь же стремительно уходить от врага.

– С виду моторы кажутся почти исправными, однако в большинстве случаев самолёты падали носом вниз, и удар о землю приходился на переднюю часть двигателей, – поясняет Александр Коноплёв. – В результате дюралевый блок если не лопался, то деформировался, и передние цилиндры из круглых в сечении становились овальными, намертво заклинивая поршни. Найти двигатель, который хотя бы после расточки можно будет провернуть, – большая удача.

 


Молодые энтузиасты, которые приходят в «авиагараж» в свободное от учёбы или работы время, на трудности не жалуются. Это не просто их увлечение, но и своего рода «вахта памяти», к которой они морально готовы. Как и все их товарищи-поисковики


 

К этой теме мы ещё вернёмся, а пока отправляемся в соседний бокс, где расположилась самая крупная часть будущего самолёта – центроплан с основными стойками шасси. Удивительно, но резина – оригинальная, хорошо сохранившаяся в бескислородной болотной трясине. Здесь же на стеллажах – масса искорёженных стальных и дюралевых «запчастей», которым надо придать исходную форму. Дело это очень непростое, особенно если имеешь дело с обгорелыми, оплавленными деталями – без молотка, «болгарки» и веры в светлое будущее тут не обойтись. Впрочем, молодые энтузиасты, которые приходят в «авиагараж» в свободное от учёбы или работы время, не жалуются. Это не просто их увлечение, но и своего рода «вахта памяти», к которой они морально готовы. Как и все их товарищи-поисковики.

В числе энтузиастов-реставраторов – Наиль Ахмадиев, член поискового отряда «Химик».

– Многое из того, что мы сейчас восстанавливаем, я лично находил в ходе поисковых экспедиций, – говорит Наиль. – Особенно результативными были наши поездки в Ленинградскую область, где мы в соответствии с имеющимися документами работали на месте падения самолётов, устанавливали, что стало с экипажем, доставали из болот различные детали. Что-то можно делать летом, но к крупным фрагментам фюзеляжа, двигателям порой удаётся подобраться только по льду, вести водолазные работы, поднимать грузы с глубины приходится в зимних условиях.

 

В Казань доставлены фрагменты 62 самолётов Пе-2, найденных в ходе экспедиций в десяти регионах страны. Без молотка, «болгарки» и веры в светлое будущее реставраторам не обойтись.

 

Сильно осложняет процесс воссоздания самолёта и то почти мистическое обстоятельство, что от Пе-2 не осталось не только серийных экземпляров (кроме одного, упомянутого выше), но и заводских чертежей. Приходится довольствоваться сохранившейся ремонтной документацией и регулярно натыкаться на конструктивные сюрпризы, неизбежные в ходе многочисленных доработок, которым подвергался самолёт.

Вместе с Александром Коноплёвым – один из главных «авиастроителей «Отечества» Николай Иванов. Спрашиваю, возможно ли, хотя бы в чистой теории, создать летающий экземпляр легендарного пикирующего бомбардировщика.

– Такую задачу мы перед собой не ставили. Исходя из имеющихся фрагментов довести до лётного состояния нашу «пешку» невозможно. Даже если мы каким-то чудом за несколько лет приведём в исправное состояние все системы, механизмы и оборудование самолёта, путь в облака ему заказан из-за усталости металла силовых элементов и обшивки, – с нотками грусти в голосе говорит Николай. – Но есть мечта услышать, как звучит Пе-2. Для этого мы постараемся восстановить до возможности запуска хотя бы один из двигателей.

image_printРаспечатать

Фото: rg.ru; Антон Шабардин, "РТ"
Автор статьи: ШАБАРДИН Антон
Выпуск: №189 (29151)


Добавить комментарий

25.05.2022

Фарид Мухаметшин: «Впереди ещё много дел!»

22 мая Фарид Мухаметшин отметил своё 75-летие. Счастливым случаем выразить ему слова признательности, уважения, пожелать дальнейших успехов воспользовались многочисленные гости, которые собрались на презентацию только что увидевшей свет книги «Фарид Мухаметшин. Виражи судьбы.

1580
25.05.2022

Признательность за поздравления

Уважаемая редакция! Позвольте мне со страниц вашего издания выразить сердечную благодарность за добрые поздравления по случаю юбилея.

1630
25.05.2022

Зарегистрируй имущество и будь спокоен!

На вопросы относительно всех аспектов оформления недвижимости отвечает эксперт

Можно ли зарегистрировать бытовую недвижимость при изъятии земельного участка? Как избежать мошеннических действий в отношении имущества?.. На эти и другие вопросы, касающиеся оформления недвижимости, отвечает начальник отдела государственной регистрации недвижимости Эндже Мухаметгалиева.

1920
25.05.2022

Поддержать молодых, помочь пожилым

Новую выплату для семей с невысокими доходами, которая была введена по поручению Президента страны Владимира Путина, получили 25 тысяч татарстанских семей с детьми в возрасте от 8 до 17 лет.

1640
25.05.2022

Как действовать в условиях безработицы

Аналитики крупнейшей российской онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников выяснили, в каких сферах сегодня татарстанцам сложнее всего найти работу, и рассказали, как обезопасить себя от безработицы.

1520

Мнение

Юрий ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ, заведующий кафедрой метеорологии, климатологии и экологии атмосферы КФУ:


Из-за арктического вторжения в Татарстане установились аномальные холода – среднесуточная температура воздуха на семь градусов ниже нормы. Столь сурового и дождливого мая не было уже 74 года. Этот катаклизм может крайне негативно сказаться на будущем урожае. А ведь по норме у нас вот уже как неделю должно было начаться климатическое лето.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров