5 июля 2022

От По до Пе

Опубликовано: 07.05.2019 17:55

Часть 1. Исторические факты, ломающие стереотипы

 

самолетостроение-в-казани

В Казани выпускали по 10–12 самолётов По-2 в день.

Столица Татарстана поставила на крыло самые известные отечественные бомбардировщики. Среди самолётов, выпускавшихся у нас в годы войны, были по-настоящему знаковые машины: новейший для своего времени Пе-2 и «небесный тихоход» По-2. Два, казалось бы, антипода роднили массовость производства и… высокая боевая эффективность.

 

НАПУТСТВИЕ ПОЛИКАРПОВА

Одного из основателей советского авиапрома Николая Поликарпова называли «королём истребителей». Однако в прямом смысле обессмертил его имя маленький биплан У-2, переименованный в 1944 году, после смерти конструктора, в «Поликарпова» – По-2.

В одном из писем конструктор упомянул о первом полёте этой машины, начав с фразы: «В день Рождества Господь послал мне радость…»

Для СССР конца 20-х звучит странно, но ведь мы решили отказаться от стереотипов. Так вот, Герой Соцтруда, кавалер двух орденов Ленина и лауреат двух Сталинских премий был сыном священника, выпускником духовной семинарии, не состоял в партии, открыто ходил в церковь и всегда напутствовал испытателей: «С Богом!» Так было и 7 января 1928 года, когда У-2 впервые поднял в небо знаменитый лётчик Михаил Громов.

Результатами испытаний Громов остался доволен, о чём и сообщил в отчёте: «Все фигуры, за исключением штопора, самолёт делает нормально. Что же касается штопора, то ввод самолёта в таковой труден, выход же из него очень лёгкий». Для выхода из штопора, которым традиционно пугали курсантов, на У-2 достаточно было… бросить ручку управления, за что машину любовно называли «ванькой-встанькой». Прощая многие ошибки, «летающая парта» (ещё одно прозвище этого самолёта) открыла дорогу в небо десяткам тысяч наших лётчиков.

 

ОТ ТАЧАНКИ ДО АЭРОПЛАНА

Перед войной производство У-2 было сосредоточено на ленинградском заводе №387. С конца июля по сентябрь 1941 года он в тяжелейших условиях эвакуировался в ТАССР, разместившись на базе казанского завода обозных деталей в Адмиралтейской слободе. К тому времени «обозка», как называли завод в городе, числилась уже за Наркоматом авиационной промышленности, но всего за пять лет до этого здесь производили колёса, телеги и пулемётные тачанки! Такой вот производственный взлёт. К слову, на По-2 он не остановился – маленький биплан положил начало большой истории Казанского вертолётного завода.

С началом войны были зафиксированы и первые случаи боевого применения машины. Говорят, что происходило это от отчаяния, однако эффективность «лёгкой кавалерии» демонстрировала весьма разумный подход к тактике. И новые возможности самолёта. В итоге Государственным комитетом обороны было принято решение переоборудовать У-2 в лёгкий ночной бомбардировщик. На самолёте требовалось, в частности, установить турель для пулемёта, держатели для подвески 50-, 100– и 200-килограммовых бомб и сбрасыватель для них.

 


В немецких лётных школах был даже введён спецкурс по борьбе с У-­2, однако помогал он мало. Тихоходность машины из недостатка и здесь превращалась в достоинство. Максимальная скорость У-2 была ниже скорости сваливания истребителей люфтваффе, поэтому пристраиваться в хвост идущего у самой земли У-­2 было смерти подобно, а для поражения «влёт» требовались не только высокое мастерство, но и удача. Приказом Геринга за сбитый У-­2 полагались Железный крест и две тысячи марок, в то время как за истребитель платили тысячу


 

Скорейшему решению задачи помогли коллеги с Авиастроя. В книге ветерана казанского филиала конструкторского бюро Туполева Михаила Кичкировского говорится, к примеру, что необходимые для 387-го завода чертежи были изготовлены буквально за сутки! Здесь же приведены слова бывшего работника ОКБ Казанского вертолётного завода: «…в течение одного месяца на заводе были решены задачи по превращению самолёта У-2 в ночной бомбардировщик У-2 ЛНБ (У-2 ВС) с бомбовой нагрузкой 350 кг, пулеметом ШКАС с 315 патронами. Эти самолёты широко использовались на фронтах Великой Отечественной войны – 9746 из 11334, выпущенных заводом».

Помимо прочего, в серию пошли подкрыльевые направляющие для запуска реактивных снарядов и незаменимые для ночного бомбардировщика шумопламегасители. Теперь огненный выхлоп мотора не мешал экипажу и не демаскировал машину.

Приехавший в Казань Поликарпов поручил все работы по модернизации самолёта главному конструктору завода Григорию Бакшаеву и лично курировал процесс. На предприятии был освоен поточный метод производства фюзеляжей, что вместе с рядом других мер позволило в разы увеличить выпуск самолётов. Если к началу 1942 года завод производил 100 самолётов в месяц, то в 1945 году – уже 350. За это коллектив предприятия, где в военное время работали в основном женщины и дети, был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

 

ЗА «РУС ФАНЕР» – ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ

В картине «Небесный тихоход» лётчик Булочкин в исполнении Николая Крючкова поначалу как чёрт от ладана шарахается от назначения на «кукурузник». Но его успокаивает начальство: «У-2 теперь на вооружении. Этот самолёт как ночной лёгкий бомбардировщик большие дела делает». А вот некоторых авторов успокоить до сих пор не удаётся. Дескать, ничего, кроме презрения, у немцев «рус фанер» не вызывал, поскольку был сделан из дерева и перкаля – ткани, пропитанной специальным лаком. При этом упускается из виду, что цельнометаллические самолёты до конца войны были в явном меньшинстве не только в Красной Армии. По сходным с У-2 технологиям строились, к примеру, знаменитый английский бомбардировщик «Авро Ланкастер» и целый ряд немецких машин, включая учебно-тренировочный биплан «Гота» Go-145, о котором мы ещё скажем несколько слов.

 

пе

 

Днём использовать У-2 было сродни самоубийству. Зато ночью по боевой эффективности самолёт не имел себе равных! На цель пилот выходил в пологом пикировании, переведя двигатель на малый газ. При этом звук достигал врага вместе с разрывами первых бомб. Для появившихся радаров низколетящая машина, у которой железным был лишь лёгкий мотор, тоже оставалась невидимкой.

В результате модернизации боевая нагрузка маленького У-2 дошла до полутонны, что сравнимо уже с мощным Пе-2 (который стоил как десять У-2). При этом У-2 способен был закинуть бомбу буквально в дымовую трубу, выдавшую себя несколькими искрами от топящейся в немецком блиндаже буржуйки. В Сталинграде эти самолёты успешно справлялись с задачей разбомбить конкретный дом или одиночную огневую точку.

Помимо фугасных авиабомб, У-2 часто снаряжали ампулами с фосфорной горючей смесью «КС» (как в «коктейле Молотова»). Разлетаясь в заданном радиусе, липнущая к предметам жидкость с температурой горения в тысячу градусов буквально выжигала расположение немецких частей, уничтожала автомобильные и танковые колонны. Доставалось и аэродромам противника: не давали врагу ни спать, ни есть, ни самолёты чинить. Исправные же самолёты просто не могли взлететь с изрытой воронками полосы.

 


На По-2 летали 60 Героев Советского Союза. В их числе и знаменитые казанцы. Магуба Сыртланова совершила, к примеру, 780 боевых вылетов, обрушив на врага 190 тонн бомб


 

Один из тактических приёмов опытных пилотов состоял в следующем. Головной самолёт сначала тихо пикировал на расположение немецких войск, а потом громко «подсвечивал» цель. Когда прожектористы и зенитчики начинали свою работу по первой машине, на них сбоку, перпендикулярно курсу первой машины, выходили другие У-2 и прицельно уничтожали врага, открывая дорогу себе и другим. И при всём риске подобных атак гибли экипажи У-2 значительно реже, чем лётчики в большой авиации. По статистике, на один потерянный Пе-2 приходилось 96 самолето-вылетов, на один сбитый У-2 – 767.

Используя аэродром подскока, экипажи умудрялись по 10–12 раз слетать за линию фронта! Даже в сугубо нелётную погоду. Чтобы взлететь, машине требовалось всего 100 метров относительно ровной лужайки, а приземляться лётчик должен был буквально по цигарке командира полка. Или партизанского отряда.

В отличие от растиражированного штампа, немцы в обиходе называли наши бипланы «швейными машинками», а официально – русской москитной авиацией. Последняя за 1942 год сбросила больше бомб, чем все остальные советские самолёты, и стала для гитлеровцев настоящим ночным кошмаром. Герой Советского Союза Ирина Себрова сделала на У-2 1004 боевых вылета. Как целый авиаполк на Пе-2. К слову, за всю войну советская авиация сделала 1 миллион 270 тысяч боевых вылетов. Из них 600 тысяч – на По-2. На этот же самолёт приходится половина из ста тысяч тонн бомб, сброшенных на врага.

 
по-2-1• По-­2 выпускался до 1954 года. За 35 лет было произведено 33 тысячи штук, что сделало его самым массовым бипланом в мировой истории. Простота, надёжность, безопасность и прекрасные лётные качества в своём классе были отмечены не только советскими лётчиками, но и за рубежом. Впервые это произошло в 1928 году на III Международной авиационной выставке в Берлине. Знали бы немцы, с какой стороны откроется им У-­2 через несколько лет! Впрочем, не подозревали об этом и в СССР. Среди вариантов самолёта были почтовые, санитарные, сельскохозяйственные («кукурузник») и даже комфортабельные VIP­-модификации с закрытой задней кабиной. Один из них, к слову, был подарен Сталиным румынскому королю-­лётчику Михаю. Изготавливали в середине 30­-х и учебно-­боевые машины, однако к настоящей войне У­-2 никто не готовил. Вышло всё в соответствии с поговоркой – не было бы счастья, да несчастье помогло.

 

По фильмам многие уверены, что летали на У-2 исключительно женщины, коих враги прозвали «ночными ведьмами». На самом деле женским был только гвардейский Таманский 46-й полк Евдокии Бершанской. Остальные части (до семидесяти полков) были либо смешанными, либо чисто мужскими. Боевая работа на «кукурузниках» была тяжёлой, но, как уже говорилось, результативной. На По-2 летали 60 Героев Советского Союза. В их числе и знаменитые казанцы. Магуба Сыртланова совершила, к примеру, 780 боевых вылетов, обрушив на врага 190 тонн бомб.

Михаил Девятаев, «списанный» после ранения в санитарную авиацию, за полтора года полётов на У-2 получил два ордена – за перевозку 45 хирургических бригад и 750 килограммов крови для переливания. Кстати, летал на По-2 и человек, открывший стране и миру подвиг Девятаева (сорвавшего врагу работы по ракете ФАУ-2). В годы войны литсотрудник газеты «Красная Татария» Ян Винецкий служил в Казани военным представителем Главного управления ВВС, участвовал в боевых испытаниях опытных самолётов на Волховском фронте.

Английские военные назвали тактику У-2 одним из самых ценных уроков, извлечённых из русского опыта во Второй мировой войне. Что-то подобное могли бы, вероятно, сочинить и американцы, которым наш По-2 изрядно насолил даже в эру реактивной авиации – в Корейской войне. Ну а гитлеровцы пытались эту тактику попросту скопировать, используя несколько моделей лёгких самолётов, в том числе уже упомянутый «Гота». Однако в отсутствие У-2 (с уникальным сочетанием низкой цены и высоких лётных качеств) и должного энтузиазма больших успехов не добились.

Не забыт по факту опыт У-2 и сегодня. Тактика использования недорогих, эффективных и малозаметных для радаров беспилотников тому наглядное подтверждение.

Материал подготовлен при содействии заведующего музеем Казанского вертолётного завода Валерия Соломахина.

Окончание следует.

image_printРаспечатать

Фото: из музея Казанского вертолетного завода; vividscreen.info
Автор статьи: ШАБАРДИН Антон
Выпуск: №66 (28640)


Добавить комментарий

04.07.2022

Налоговый эксперимент: продолжение следует

Татарстан стал участником очередного пилотного проекта в сфере налогообложения

В России регулярно экспериментируют с налоговой системой, стараясь оптимизировать её. К примеру, в 2019 году четыре региона – Москва, Московская и Калужская области, Татарстан – стали участниками пилотного проекта по созданию института самозанятых.

2430
04.07.2022

Праздник плуга в гостях в Москве

2 июля в Москве прошёл татаро-башкирский Сабантуй – один из самых массовых среди всех проводимых в регионах России и странах зарубежья праздников плуга.

1930
04.07.2022

Поддержка хороша, когда оказана вовремя

30 июня, в Международный день парламентаризма, в библиотеке Государственного Совета РТ открылась выставка книг «Парламентское перо».

2000
04.07.2022

«Народная инвентаризация» в действии

Росреестр республики подвёл промежуточные итоги реализации федерального закона, который устанавливает порядок выявления правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости.

1910
04.07.2022

Бумага цифре не сдаётся

Коллегия Счётной палаты Татарстана под председательством Алексея Демидова рассмотрела и утвердила результаты проверки целевого и эффективного использования средств бюджетов Республики Татарстан и Территориального фонда обязательного медицинского страхования РТ...

2110

Мнение

Мидхат ШАГИАХМЕТОВ, заместитель Премьер-министра – министр экономики РТ:


В Татарстане расположены и успешно функционируют две особые экономические зоны – «Алабуга» и «Иннополис». Сегодня они признаны лучшими в стране. Обе вносят значимый вклад в экономику: ими привлечено свыше 213 миллиардов рублей инвестиций, создано более 16 тысяч рабочих мест, сгенерировано 770,5 миллиарда рублей выручки.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров