Космос Булата Галеева

«Прометей», предвосхитивший современные формы медиа-арта

В четверг, 17 сентября, в Галерее современного искусства ГМИИ РТ открывается выставка «Прометей космического века», посвящённая основоположнику казанской школы светомузыки Булату Галееву

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Фото: art16.ru

 

светомузыка1

 

В четверг, 17 сентября, в Галерее современного искусства ГМИИ РТ открывается выставка «Прометей космического века», посвящённая основоположнику казанской школы светомузыки Булату Галееву (1940–2009).

 

Многие в Казани знали и помнят этого удивительного человека, который своими экспериментальными проектами  предвосхитил возникновение со­временных форм медиа-арта. В этом году создателю и бессменному на протяжении 40 лет руководителю СКБ «Прометей» (впоследствии – НИИ экспериментальной эстетики) Булату Махмудовичу Галееву исполнилось бы 80 лет. Но только сейчас можно говорить о настоящем признании его творческого наследия, основанного на развитии скрябинских идей аудиовизуального синтеза. Планируется, что в 2022 году версия нынешней экспозиции в ГСИ будет представлена в залах Третьяковской галереи. Такой же чести, но чуть пораньше, удостоятся только хранящиеся в Казани полотна Николая Фешина… Иными словами, можно выдохнуть: творческое наследие выдающегося казанского учёного, изобретателя, художника и философа получило-таки широкую и заслуженную известность, но слава эта, увы, посмертная…

Один из кураторов выставки «Прометей космического века» – преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко кандидат философских наук Янина Пруденко. По её словам, образ Прометея – мифологического персонажа, научившего людей обращаться с огнём, – был выбран в начале ХХ века композитором Александром Скрябиным для названия первого музыкального произведения со световой партией. Над вопросом, как исполнять эту партию, впоследствии бились многие, но именно казанский «Прометей», созданный Булатом Галеевым, стал «точкой сборки» не только скрябинской «Поэмы огня», но и всех советских художников, музыкантов и инженеров, одержимых идеей синтеза искусства и науки. «Сам факт основания в ранние 1960-е междисциплинарной институции в стенах Казанского авиационного института является событием, предвосхищающим не только советскую реальность, но и мировые процессы, – считает Янина Пруденко. – Например, MIT Media Lab – лаборатория для совместных экспериментов художников и учёных – была основана в Массачусетском технологическом институте в США только в 1985 году».

 

галеев
Булат Галеев.

 

На выставке в ГСИ представлено свыше ста объектов, макетов, светомузыкальных фильмов и других артефактов, связанных с деятельностью СКБ «Прометей», а также работы художников Константина Васильева, Надира Альмеева, Олега Соколова, Алексея Аникеёнка и Вячеслава Колейчука, которые в разное время общались или сотрудничали с Галеевым.

По словам кураторов, одним из главных событий выставки станет реконструированный светокинетический макет здания для нового революционного искусства, придуманный Григорием Гидони в 1927 году и спустя шестьдесят лет воссозданный по инициативе Булата Галеева для выставки-фестиваля «Свет и музыка». Примечательно, что экспозиция  конца 80-х годов была организована в том же самом месте, где сейчас откроется выставка «Прометей космического века».

В фантастическом романе Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», опубликованном в 1957 году, светомузыке отводилась роль искусства космического будущего. Булат Галеев и «прометеевцы» тоже работали на космос – в прямом и переносном смысле, расширяя границы человеческого восприятия за пределы трёхмерной реальности с её экологическими кризисами и прочими катаклизмами. Так, возможно, и советская светомузыка, у истоков которой стоял казанский «Прометей», – это искусство не из прошлого, а из будущего? Таким вопросом задаются сегодняшние исследователи творческого наследия Булата Галеева.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще