Китайский ребус на счастье

В Казанском Кремле открылась выставка китайского прикладного искусства из собрания Государственного Эрмитажа

Каждый её экспонат – это закодированное в декоре и образах-символах пожелание счастья. Выставка так и называется: «Пять символов счастья. Благопожелания в китайском искусстве XVII–XX веков».

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Фото: kazan-kremlin.ru

 

Эрмитаж-выставка

 

В музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась выставка китайского прикладного искусства из собрания Государственного Эрмитажа. Каждый её экспонат – это закодированное в декоре и образах-символах пожелание счастья.

 

Выставка так и называется: «Пять символов счастья. Благопожелания в китайском искусстве XVII–XX веков». Экспозиция подготовлена сотрудниками отдела Востока Государственного Эрмитажа и раскрывает удивительный образный язык Поднебесной на примере изделий из фарфора, нефрита, бронзы, дерева, кости, шёлка…

Каждого китайца с рождения сопровождают традиционные символы, связанные со счастьем и благополучием. Окружающие его предметы и образы – это своего рода ребусы, иносказания, в которых зашифрованы пожелания об исполнении самых сокровенных чаяний человека. Этих символов, конечно же, не пять, а гораздо больше, но несколько из них наиболее узнаваемы и сакральны для любого китайца.  Например, иероглиф «шоу» (долголетие), который в художественной традиции изображается в виде белобородого, но лысого старца. Рядом с ним часто можно увидеть летучую мышь – по той простой причине, что в китайском языке её обозначением служит иероглиф «фу», тот же самый, который переводится как «счастье», «удача». А если встретите изображение оленя, «лу» по-китайски, то знайте: это намёк на служебное повышение, по созвучию со словом «карьера». Традиционное для китайцев пожелание здорового мужского потомства расшифровать чуть полегче: как правило, его олицетворяет фигурка или рисунок пухлого улыбающегося мальчика. Ну и так далее.

 


Всего в экспозиции представлены около трёхсот предметов, причём часть из них специально отреставрированы для казанской выставки и впервые покинули запасники Эрмитажа


 

Все эти символы, как принято говорить, восходят к глубокой древности, демонстрируя непрерывность исторических, религиозных и культурных традиций китайского народа. Хотя, честно скажем, трудно удержаться от ремарки. По иронии судьбы, в со­временном контексте не все из этих знаков можно однозначно интерпретировать как добрые. Та же летучая мышь… Если верить расхожей версии, именно с неё началось заражение планеты коварным коронавирусом. Но само по себе это, конечно же, не может испортить впечатление от выставки.

Почётным гостем церемонии открытия стал Генеральный консул Китайской Народной Республики в Казани г-н У Инцинь. «Я словно побывал в Китае, – признался он. – Обращает внимание, что все экспонаты подлинные, благодаря им можно многое узнать о китайской цивилизации, которая за пять тысячелетий не прерывалась ни разу». Вместе с этим консул рекомендовал «для более глубокого понимания китайской культуры» всё-таки лично посетить его родину. «Мы, как и Россия, великая и многонациональная держава, у нас живут и монголы, и уйгуры, и, конечно, татары», – подчеркнул г-н У Инцинь.

«Символы — один из важных критериев уровня развития цивилизации, особенно когда через них транслируются вечные ценности», – отметила в свою очередь министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. По её словам, выставка не даёт ответа, что же такое счастье, но она учит тому, как не терять этого ощущения в повседневной жизни.

 

Эрмитаж-выставка-китай

 

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на этот раз прислал своё видео­обращение и, как всегда, смотрел в корень: «Когда добрые слова пишутся на красивых вещах, это очень помогает в жизни». По его словам, «китайская» выставка – это не просто музейные экспонаты, а дух Эрмитажа, перенёсшийся в очередной раз в Казань.

Всего в экспозиции представлены около трёхсот предметов, причём часть из них специально отреставрированы для казанской выставки и впервые покинули запасники Эрмитажа. В их числе, например, тридцать редчайших образцов новогодней «лубочной» картины (няньхуа) из коллекции академика В.М.Алексеева. На этих ярких и бесхитростных рисунках также присутствует различная благопожелательная символика.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще