Катарсис в чистом виде

Познание истории – в документальной постановке «Свидетели»

В казанской творческой лаборатории «Угол» прошли премьерные показы документального спектакля по архивным материалам и письмам репрессированных в Татарстане в 1937–1938 годах.

271

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Фото: творческая лаборатория «Угол»; business-gazeta.ru

 

svudetel-31

 

В казанской творческой лаборатории «Угол» прошли премьерные показы документального спектакля «Свидетели» по архивным материалам и письмам репрессированных в Татарстане в 1937–1938 годах.

 

И без того зыбкую грань между сном и явью, театром и жизнью «Свидетели» стирают почти начисто. Еще пять минут назад вы жили своей обычной жизнью, радовались весеннему солнышку, и вот уже ничего этого нет, а вы – в каменном «мешке», где тусклый свет, не хватает воздуха и не на что опереться в прямом и переносном смыслах. Причем все это здесь же, в центре Казани (на перекрестке улиц Тукая и Парижской Коммуны), но все, что осталось от вашей прежней жизни – это чувство абсолютной незащищенности.

Собственно, так оно все и было: люди строили планы, растили детей, и вдруг в одночасье их жизнь резко и бесповоротно разделялась на «до» и «после», и все равно, кем эти люди были вчера – секретарями райкомов, рядовыми колхозниками, священниками или домохозяйками. Но самое иезуитское, что где-то там, вне каменного «мешка» продолжалась все та же «мирная и счастливая» жизнь с праздничными демонстрациями и застольями под портретами улыбающихся вождей.

 


Спектакль документальный, главным его действующим лицом являются архивные материалы – это и личная переписка, и официальные документы, имеющие отношение к жертвам сталинских репрессий


 

«Свидетели» – редкий пока в Казани образец иммерсивного театра (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения»), и первое, что его отличает – это принципиальный отказ от актерской игры, потому что сами зрители становятся непосредственными участниками действия. На входе их встречают девушки-волонтеры в красных косынках, в руках у которых, кроме фонариков, три дощечки, и на каждой – только одно слово: «Идите», «Стойте», «Читайте». Следуя этим безмолвным командам, зрители не заблудятся в едва освещенном лабиринте и ничего не пропустят. Также им раздают листочки с порядковым номером: когда дойдет очередь, они встанут к микрофону и зачитают вслух с листа очередной доносящийся из небытия крик души…

«Мне 54 года, у меня отсутствует левый глаз. Полная глухота на правое ухо и ограничение слышимости на левое. Я страдаю одышками и т.п. И при этом меня направляют на строительство на тяжелые работы… Чего же я хочу? Я не прошу вас о многом. Небольшая бухгалтерская работа, обеспечивающая элементарные житейские потребности, вполне устроит меня… Если же это невозможно, я настоятельно прошу вернуть меня в лагерь или тюрьму…»

«За шестнадцать с половиной лет, в течение которых я непрерывно подвергаюсь репрессиям, я впервые обращаюсь в Верховный орган страны с просьбой о пересмотре своего дела (…) За эти годы я потеряла все: семью, партию, любимую профессию, здоровье. И сейчас, приближаясь уже к 50-летнему возрасту, перед лицом близкого конца жизни, я еще раз повторяю, что я ничем, абсолютно ничем, не только делом, но даже и мыслью, не заслужила всех переносимых и перенесенных мук…»

 

 Нияз ИГЛАМОВ,
театровед:

 

iglamov-31

Мы решили не обрабатывать литературно тексты архивных документов, оставить их в первозданном виде, чтобы буквально дать зрителям возможность услышать голоса того времени.

Спектакль, как уже сказано, документальный, главным его действующим лицом являются архивные материалы – это и личная переписка, и официальные документы, имеющие отношение к жертвам сталинских репрессий. Среди них не только известные люди, такие как Баки Урманче, Евгения Гинзбург, Павел Аксенов, но и малограмотный уроженец Муслюмовского района, монахиня свияжского монастыря, мальчик Азат, пишущий матери в лагерь нарочито бодрые письма.

«Мы решили не обрабатывать литературно тексты архивных документов, оставить их в первозданном виде, чтобы буквально дать зрителям возможность услышать голоса того времени», – отмечает автор идеи и драматургической основы спектакля, известный казанский театровед Нияз Игламов. Усиливают впечатление выхваченные фонариком из темноты полуистлевшие листочки с выцветшими чернилами, старые черно-белые снимки, с которых смотрят юные изможденные лица, и опять же строки из писем, словно бы нацарапанные на каменной стене…

«Голоса из прошлого» сопровождают зрителей вдоль всего маршрута, который заканчивается там же, где и начался – у большого экрана. Вначале на этом экране, согласно сакраментальному «жить стало лучше, жить стало веселее», безудержно пляшут и поют, включая вождей, а в финале по нему «плывут» имена репрессированных представителей мусульманского духовенства, и этот список кажется бесконечным.

Спектакль окончен. Его создатели – Нияз Игламов, режиссер Семен Серзин, художник Ксения Шачнева и другие – безусловно, заслуживают аплодисментов, но, как бы упреждая их, в конце будет звучать только молитва. Другого финала просто не может быть.

Как ни печально, но даже сегодня уже нелишне при случае напоминать, что такое пятьдесят восьмая статья и вообще тридцать седьмой год в нашей истории. Живых свидетелей практически не остается, а поколения сменяются быстро, и пока не совсем понятно, где они будут черпать не просто знания о бесчисленных жертвах сталинских репрессий (информацию можно загуглить), а тот самый «человеческий материал» и то чувство сопереживания, без которых, увы, любая память недолговечна. Но, по крайней мере, такие спектакли, как «Свидетели», дают молодым зрителям шанс испытать сильные эмоции здесь и сейчас и одновременно погрузиться в историю.

 

svudetel2-31

 

…Выходя из «театрального» полумрака снова на свет, зрители не спешили делиться впечатлениями, как, впрочем, и расходиться. И эта потребность помолчать, прислушаться к себе, прежде чем снова окунуться в водоворот дел и подчиниться ритму большого города, мне кажется, дороже любых аплодисментов.

Напомню, что впервые «Свидетели» были показаны летом прошлого года в коридорах подземной галереи на улице Баумана в рамках III Театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка». В плане атмосферности подземная галерея, наверное, идеальное место для показа, но приглашать туда зрителей регулярно не представлялось возможным. Поэтому решено перенести спектакль на новую и, главное, общедоступную площадку. Остается лишь догадываться, каким образом на небольшом пространстве «Угла» удалось создать почти полную иллюзию каменных катакомб, но сделано это мастерски. Кто не верит, может убедиться воочию. И вообще, не упустите шанс испытать катарсис в чистом виде: идите и читайте… Ближайшие показы «Свидетелей» состоятся в «Углу» 18 и 19 апреля.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще