Ошландер – «бегущая вода». Так называлось зеленодольское село Ильинское – когда-то марийское поселение на берегу живописной озерной глади, протянувшейся с запада на восток почти на два километра. В этих лесных местах люди селились издавна. С незапамятных времен здесь проживали племена народа мари – занимались земледелием, охотой, рыболовством, сбором грибов и лесных ягод.
ЛЮДИ ЛЕСА – НЕТ ИМ ЧИСЛА…
…Так в русских летописях упоминали о народе мари. На берегу озера лесные черемисы — марийцы устраивали капища и совершали языческие обряды. На западном берегу озера, там, где из него вытекает мелководная речушка Сумка, возвышается оплывший курган правильной прямоугольной формы. Если смотреть на него с вершины соседней Сыпучей горы, он напоминает гигантский выпуклый четырехугольный щит, размерами немногим меньше футбольного поля.
Мне не раз приходилось беседовать с местными старожилами, однако никто толком не знает, что это за курган и каково его назначение. Ясно одно: это не скотомогильник, поскольку павшую скотину хоронили в другом месте. Зато место это весьма похоже на бывшее марийское языческое капище – кусото. Тем более что в самом центре кургана находятся остатки трухлявого пня какогото крупного старого дерева. Такие деревья – онапу – как правило, находились в центре капищ, и в древности язычникимарийцы вешали на их стволы и ветви украшения в виде бус из ягод и бересты. Так что здесь вполне могло находиться древнее языческое мольбище. Тем более если вспомнить, что первым поселенцам Раифского монастыря, который находится неподалеку от села, приходилось сталкиваться с язычникамичеремисами. Представители этого народа устраивали свои «кумирни» на берегах озер, вдали от своих поселений, посещая капища лишь в дни больших праздников – в остальное время входить в них запрещалось под страхом наказания.
Даже много позже, во времена Казанского ханства, когда местное население вроде бы приняло ислам, а село переименовали в Уразлино, местные марийцы оставались язычниками, поклоняясь своим многочисленным богам.
ПОД ЗАЩИТОЙ ПРОРОКА ИЛЬИ
После покорения Казани Иваном Грозным и основания в XVII веке Раифского монастыря сюда пришли первые русские поселенцы. Предположительно, это были беглые крепостные из центральных районов России, променявшие безрадостную долю на вольное житье без барина. И хотя строгий государев указ требовал «драть беглецов кнутом», возвращая их хозяинупомещику, очень часто монастыри, которым требовались работники, укрывали беглецов от царевых слуг. Такие крестьяне селились рядом с обителью и назывались «монастырскими детенышами». Они корчевали лес, распахивали пашню, разводили скот, который пасли на богатых травами пойменных лугах речки Сумки, пронизывающей озеро. Им также приходилось работать на монастырском подворье и поставлять продукты в трапезную.
Под защитой отца-игумена монастырским крестьянам жилось гораздо лучше, чем под властью помещика-самодура, беспощадно дравшего с работников три шкуры за малейшую провинность. А вскоре новый царский указ закрепил за монастырями возникшие рядом с обителями села и деревеньки. Так Ильинское, которое в писарских документах тех лет значилось также как «Уразлино тож», вместе с другими поселениями приписали к Раифской обители. Теперь уже никто не мог вернуть беглеца барину.
Христианизация края шла полным ходом. Вскоре в селе возводят храм Ильипророка. Первая церковь была деревянной и однажды сгорела во время крупного пожара. В начале XIX века здесь возводят каменный храм, который сохранился до наших дней. К тому времени Ильинское становится центром крупной административной единицы – волости, в которую входили все окрестные села. Были в селе также волостное правление и церковноприходская школа. Село считалось довольно зажиточным – насчитывало свыше трехсот дворов, имело ветряную мельницу, кузницу.
Летом местные крестьяне, помимо хлебопашества, занимались отхожим промыслом – пережигали сухостой на древесный уголь, который поставляли на стекловаренный завод купца Богданова в соседнее село Васильево. До сих пор песок на восточном берегу озера, где жгли валежник, черный от мельчайших частиц угля и золы. Занимались также надомничеством – делали из тальниковой лозы корзины и оплетку для стеклянных бутылей – опять же по заказу стекольного завода.
ПО ПРИКАЗУ ТРОЦКОГО
Огненным смерчем ворвался в размеренную жизнь села роковой 1918 год. Так получилось, что Ильинское оказалось в самом центре боевых действий между белогвардейскими отрядами чешских легионеров и бойцами 5й Красной Армии.
Белогвардейцы захватили Казань в начале августа восемнадцатого года. Чешские батальоны рвались к Паратску и Свияжску, стремясь во что бы то ни стало захватить железнодорожный мост через Волгу, открывавший им путь на Нижний Новгород и Москву. Вот почему на станцию Свияжск тогда срочно прибыл председатель Реввоенсовета Лев Троцкий, который, желая всеми силами остановить наступление белых, отдает жестокие приказы. Один из них – подвергать артиллерийскому обстрелу села, предупреждавшие о местонахождении красных частей.
Так получилось, что в тот день, когда белогвардейцы наступали на Паратск со стороны Раифы, в Ильинском находилась конная красногвардейская часть. В тот же день над селом гулко и печально зазвонил колокол: хоронили жену местного священника отца Виктора Черкасова. Не прошло и получаса, как со стороны Раифского леса раздались выстрелы – на село наступали белочехи.
Вот как вспоминала события той поры жительница села Мария Степановна Лобачева, которой было в ту пору всего 14 лет:
– У нас во дворе тоже красноармейцы стояли… Соседкаподружка прибежала и шепчет мне: «Слышь, Машутка, белыето, говорят, уже в Раифе!» А тут в горницу комиссар заглянул. Чего, говорит, ты сказала, дочка? Не успела ему ответить, а за окнами как затрещит! Выстрелыто эти – как хворост в печке, только громче… Забегали все, кричат! Мужиков, баб, детишек – всех с улиц как ветром сдуло… Мы всей семьей в погреб от пуль спрятались. Через какоето время все поутихло. Выглянули на улицу – а там уж белочехи маршируют. Двое к нам во двор заглянули – воды напиться. Чудно так тараторили, а все же понять можно – пить просят. Потом они дальше на Паратск ушли, в селе наблюдательный пункт оставили – на ветряной мельнице. А дня три спустя красные со стороны Айши к селу подошли. Установили батарею и ну из орудиев по селу бить! Народ на телегах, на лошадях в лес за озеро кинулся. С того берега смотрели, как красные село обстреливали – снарядыто большие – с четвертную бутыль размером. Тогда едва ли не полсела выгорело…
Белочехи, бросив село, бежали в панике. Вместе с ними ушел и священник отец Виктор – понимал, что не простят ему красные колокольного звона, который стал якобы предупредительным сигналом для белых…
Находки времен Гражданской войны многие ильинцы время от времени обнаруживают в своих огородах. Несколько лет назад один из местных жителей, Михаил Никитин, передал мне проржавевший патрон от винтовкитрехлинейки. Нашел его, перекапывая огород под картошку. Однажды во дворе одного из домов довелось видеть ржавый ствол от винтовки Мосина вместе с потемневшими от времени частями ствольной коробки и затворного механизма. Большей же частью здешним дачникам попадаются стреляные гильзы от патронов к винтовкам и наганам – их они, как правило, находят у себя на участках по весне, при сходе снега.
ВОДОЕМ ВЫРЫЛ МЕТЕОРИТ?
Большинство озер нашей республики имеет карстовое происхождение. А вот Ильинское озеро вырыл… метеорит. Дада, по одной из научных версий, Ильинское озеро образовалось на месте падения крупного небесного тела – болида. Воронку, возникшую на месте его падения, заполнили воды протекавшей поблизости речки Сумки, которая впадает в озеро на его северном берегу и вытекает на югозападном. Вот потомуто озеро почти не цветет даже в жаркие летние дни, а воду из водоема раньше использовали в качестве питьевой.
Впрочем, это было уже давно. Сегодня, когда в живописных окрестностях водоема выросли терема состоятельных сограждан, которые зачастую не утруждают себя регулярной очисткой сливных коллекторов своих дворцов, чистота воды в озере оставляет желать лучшего. Так же как и состояние его берегов, где нередко можно видеть «натюрморты» из пустой пластиковой тары и другого мусора, который частенько оставляют после себя несознательные любители шашлычных посиделок.
И все же хочется верить, что новые хозяева когданибудь поймут: они в ответе за чистоту здешних мест. И просто обязаны сохранить красоту чудоозера, которым много лет спустя будут любоваться наши внуки и правнуки.