Ильинское, Уразлино тож…

Ошландер – «бегущая вода». Так называлось зеленодольское село Ильинское – когда-то марийское поселение на берегу живописной озерной глади, протянувшейся с запада на восток почти на два километра. В этих лесных местах люди селились издавна. С незапамятных времен здесь проживали племена народа мари – занимались земледелием, охотой, рыболовством, сбором грибов и лесных ягод.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Фото: ilynka.prihod.ru

ilynka.prihod
Село стоит на берегу живописного озера

Ошландер – «бегущая вода». Так называлось зеленодольское село Ильинское – когда-то марийское поселение на берегу живописной озерной глади, протянувшейся с запада на восток почти на два километра. В этих лесных местах люди селились издавна. С незапамятных времен здесь проживали племена народа мари – занимались земледелием, охотой, рыболовством, сбором грибов и лесных ягод.

 

ЛЮДИ ЛЕСА – НЕТ ИМ ЧИСЛА…

…Так в русских летописях упоминали о народе мари. На берегу озера лесные черемисы — марийцы устраивали капища и совершали языческие обряды. На западном берегу озера, там, где из него вытекает мелководная речушка Сумка, возвышается оплывший курган правильной прямоугольной формы. Если смотреть на него с вершины соседней Сыпучей горы, он напоминает гигантский выпуклый четырехугольный щит, размерами немногим меньше футбольного поля.

Мне не раз приходилось беседовать с местными старожилами, однако никто толком не знает, что это за курган и каково его назначение. Ясно одно: это не скотомогильник, поскольку павшую скотину хоронили в другом месте. Зато место это весьма похоже на бывшее марийское языческое капище – кусото. Тем более что в самом центре кургана находятся остатки трухлявого пня какого­то крупного старого дерева. Такие деревья – онапу – как правило, находились в центре капищ, и в древности язычники­марийцы вешали на их стволы и ветви украшения в виде бус из ягод и бересты. Так что здесь вполне могло находиться древнее языческое мольбище. Тем более если вспомнить, что первым поселенцам Раифского монастыря, который находится неподалеку от села, приходилось сталкиваться с язычниками­черемисами. Представители этого народа устраивали свои «кумирни» на берегах озер, вдали от своих поселений, посещая капища лишь в дни больших праздников – в остальное время входить в них запрещалось под страхом наказания.

Даже много позже, во времена Казанского ханства, когда местное население вроде бы приняло ислам, а село переименовали в Уразлино, мест­ные марийцы оставались язычниками, поклоняясь своим многочисленным богам.

 

ПОД ЗАЩИТОЙ ПРОРОКА ИЛЬИ

После покорения Казани Иваном Грозным и основания в XVII веке Раифского монастыря сюда пришли первые русские поселенцы. Предположительно, это были беглые крепостные из центральных районов России, променявшие безрадостную долю на вольное житье без барина. И хотя строгий государев указ требовал «драть беглецов кнутом», возвращая их хозяину­помещику, очень часто монастыри, которым требовались работники, укрывали беглецов от царевых слуг. Такие крестьяне селились рядом с обителью и назывались «монастырскими детенышами». Они корчевали лес, распахивали пашню, разводили скот, который пасли на богатых травами пойменных лугах речки Сумки, пронизывающей озеро. Им также приходилось работать на монастырском подворье и поставлять продукты в трапезную.

Под защитой отца-игумена монастырским крестьянам жилось гораздо лучше, чем под властью помещика-самодура, беспощадно дравшего с работников три шкуры за малейшую провинность. А вскоре новый царский указ закрепил за монастырями возникшие рядом с обителями села и деревеньки. Так Ильинское, которое в писарских документах тех лет значилось также как «Уразлино тож», вместе с другими поселениями приписали к Раифской обители. Теперь уже никто не мог вернуть беглеца барину.

Христианизация края шла полным ходом. Вскоре в селе возводят храм Ильи­пророка. Первая церковь была деревянной и однажды сгорела во время крупного пожара. В начале XIX века здесь возводят каменный храм, который сохранился до наших дней. К тому времени Ильинское становится центром крупной административной единицы – волости, в которую входили все окрестные села.  Были в селе также волостное правление и церковно­приходская школа. Село считалось довольно зажиточным – насчитывало свыше трехсот дворов, имело ветряную мельницу, кузницу.

Летом местные крестьяне, помимо хлебопашества, занимались отхожим промыслом – пережигали сухостой на древесный уголь, который поставляли на стекловаренный завод купца Богданова в соседнее село Васильево. До сих пор песок на восточном берегу озера, где жгли валежник, черный от мельчайших частиц угля и золы. Занимались также надомничеством – делали из тальниковой лозы корзины и оплетку для стеклянных бутылей – опять же по заказу стекольного завода.

 

ПО ПРИКАЗУ ТРОЦКОГО

Огненным смерчем ворвался в размеренную жизнь села роковой 1918 год. Так получилось, что Ильинское оказалось в самом центре боевых действий между белогвардейскими отрядами чешских легионеров и бойцами 5­й Красной Армии.

Белогвардейцы захватили Казань в начале августа восемнадцатого года. Чешские батальоны рвались к Паратску и Свияжску, стремясь во что бы то ни стало захватить железнодорожный мост через Волгу, открывавший им путь на Нижний Новгород и Москву. Вот почему на станцию Свияжск тогда срочно прибыл председатель Реввоенсовета Лев Троцкий, который, желая всеми силами остановить наступление белых, отдает жестокие приказы. Один из них – подвергать артиллерийскому обстрелу села, предупреждавшие о местонахождении красных частей.

Так получилось, что в тот день, когда белогвардейцы наступали на Паратск со стороны Раифы, в Ильинском находилась конная красногвардейская часть. В тот же день над селом гулко и печально зазвонил колокол: хоронили жену местного священника отца Виктора Черкасова. Не прошло и получаса, как со стороны Раифского леса раздались выстрелы – на село наступали белочехи.

Вот как вспоминала события той поры жительница села Мария Степановна Лобачева, которой было в ту пору всего 14 лет:

– У нас во дворе тоже красноармейцы стояли… Соседка­подружка прибежала и шепчет мне: «Слышь, Машутка, белые­то, говорят, уже в Раифе!» А тут в горницу комиссар заглянул. Чего, говорит, ты сказала, дочка? Не успела ему ответить, а за окнами как затрещит! Выстрелы­то эти – как хворост в печке, только громче… Забегали все, кричат! Мужиков, баб, детишек – всех с улиц как ветром сдуло… Мы всей семьей в погреб от пуль спрятались. Через какое­то время все поутихло. Выглянули на улицу – а там уж белочехи маршируют. Двое к нам во двор заглянули – воды напиться. Чудно так тараторили, а все же понять можно – пить просят. Потом они дальше на Паратск ушли, в селе наблюдательный пункт оставили – на ветряной мельнице. А дня три спустя красные со стороны Айши к селу подошли. Установили батарею и ну из орудиев по селу бить! Народ на телегах, на лошадях в лес за озеро кинулся. С того берега смотрели, как красные село обстреливали – снаряды­то большие – с четвертную бутыль размером. Тогда едва ли не полсела выгорело…

Белочехи, бросив село, бежали в панике. Вместе с ними ушел и священник отец Виктор – понимал, что не простят ему красные колокольного звона, который стал якобы предупредительным сигналом для белых…

Находки времен Гражданской войны многие ильинцы время от времени обнаруживают в своих огородах. Несколько лет назад один из местных жителей, Михаил Никитин, передал мне проржавевший патрон от винтовки­трехлинейки. Нашел его, перекапывая огород под картошку. Однажды во дворе одного из домов довелось видеть ржавый ствол от винтовки Мосина вместе с потемневшими от времени частями ствольной коробки и затворного механизма. Большей же частью здешним дачникам попадаются стреляные гильзы от патронов к винтовкам и наганам – их они, как правило, находят у себя на  участках по весне, при сходе снега.

 

ВОДОЕМ ВЫРЫЛ МЕТЕОРИТ?

Большинство озер нашей республики имеет карстовое происхождение. А вот Ильинское озеро вырыл… метеорит. Да­да, по одной из научных версий, Ильинское озеро образовалось на месте падения крупного небесного тела – болида. Воронку, возникшую на месте его падения, заполнили воды протекавшей поблизости речки Сумки, которая впадает в озеро на его северном берегу и вытекает на юго­западном. Вот потому­то озеро почти не цветет даже в жаркие летние дни, а воду из водоема раньше использовали в качестве питьевой.

Впрочем, это было уже давно. Сегодня, когда в живописных окрестностях водоема выросли терема состоятельных сограждан, которые зачастую не утруждают себя регулярной очисткой сливных коллекторов своих дворцов, чистота воды в озере оставляет желать лучшего. Так же как и состояние его берегов, где нередко можно видеть «натюрморты» из пустой пластиковой тары и другого мусора, который частенько оставляют после себя несознательные любители шашлычных посиделок.

И все же хочется верить, что новые хозяева когда­нибудь поймут: они в ответе за чистоту здешних мест. И просто обязаны сохранить красоту чудо­озера, которым много лет спустя будут любоваться наши внуки и правнуки.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще