Хроника одной провокации

Необычная трилогия представлена на сцене Камаловского театра

Три текста молодых авторов, отобранных в рамках конкурса «Новая татарская пьеса», который на протяжении многих лет проводит театр им. Г.Камала, легли в основу пятичасового спектакля, который дал старт необычному театральному проекту #Молодёжныйвторник.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Фото: kamalteatr.ru

 

Театр-Камала

 

Три текста молодых авторов, отобранных в рамках конкурса «Новая татарская пьеса», который на протяжении многих лет проводит театр им. Г.Камала, легли в основу пятичасового спектакля, который дал старт необычному театральному проекту #Молодёжныйвторник.

 

Строго говоря, два часа из пяти – это антракт, но за то время, пока на сцене меняют декорации, молодые зрители, а проект, как ясно из названия, адресован прежде всего им, вряд ли успеют перевести дух – если не от шока, то как минимум от искреннего изумления, что татарский театр может быть и таким – страстным, актуальным и совсем не ханжеским. Впрочем, у них ещё будет время поразмышлять об этом, а в антракте они просто переходят из одного творческого пространства в другое, где правят бал молодые поэты, музыканты, дизайнеры – словом, все те, кто творит сегодня новую татарскую культуру, привнося в неё новые темы, ритмы и контексты. Но это не концерт в привычном понимании, а скорее перформанс, художественная провокация, частью которой является и сам спектакль, аккумулирующий все эти виды творческой энергии и черпающий смыслы в остросоциальных драматургических текстах Сюмбель Гаффаровой («Парковка»), Энже Гиззатовой («Двери») и Гузель Сагитовой («Туман»).

Всё это вместе и называется #Молодёжныйвторник. Но смысл проекта не сводится к тому, что раз в неделю, по вторникам, в театре будет собираться творческая молодёжь и вместе со зрителями обсуждать увиденное и дискутировать на темы, которые до сих пор не очень принято выносить на сцену, тем более национальную. Как мне показалось, у этого проекта есть и другая, более затаённая цель – в каком-то смысле вернуться в то время, когда театр мог заменить людям практически всё – религию, психотерапию, социальные сети. Сегодня эти ниши безвозвратно заняты, но потребность в исповедальности никуда не исчезла, она по-прежнему в природе театра. Жаль только, что новое поколение зрителей об этом часто просто не догадывается.

 


Каждая из затронутых в спектакле тем по-своему трудная и деликатная, и совсем не обязательно во всём соглашаться с авторами


 

Сюжеты, подобные тем, которые театр решил вынести на обсуждение, жизнь подбрасывает на каждом шагу. Другое дело, что если они не касаются лично нас и наших близких, мы редко корим себя за безучастность. В театре же отвести глаза, прошмыгнуть мимо и раствориться в толпе вряд ли получится. Как ни банально звучит, но сцена – это действительно увеличительное стекло, смотреть сквозь которое бывает не очень комфортно, но полезно.

Взять, к примеру, драму семьи, в которой рождается ребёнок с диагнозом «аутизм» («Двери»). Принять это трудно, и первым ломается Отец (Эльвир Салимов) – хороший, добрый, но слабый человек. Зато Мать – Айгуль Хайруллина сражается за своего детёныша, как тигрица, пытаясь защитить его непостижимо далёкий, почти инопланетный мир от бездушного космоса сухой рациональности, в котором существует такое понятие, как норма. И хотя никто толком не знает, что это такое, тем не менее должно считать, что, кроме нормальных, есть и «другие», то есть ненормальные. Только вот кому решать, кто нормальный, а кто – нет, и не таит ли это в себе ловушку, в которой может оказаться практически любой, для кого остаться самим собой важнее, чем сбиться в стаю?

Ирония ещё и в том, что безотчётный страх выйти за рамки пресловутой нормы способен иной раз и «нормального» человека довести до безумия. Как и любая другая фобия. Поучительна в этом смысле история старого профессора, которого убедительно сыграл народный артист России Азгар Шакиров, единственный в этом спектакле актёр-аксакал. Его герой, едва поняв, что он не такой, как все, испугался этого на всю оставшуюся жизнь и уверовал в свою «ненормальность» даже сильнее, чем другие. И в этом его трагедия.

 

Театр-камала2

 

Каждая из затронутых в спектакле тем по-своему трудная и деликатная, и совсем не обязательно во всём соглашаться с авторами. Могу предположить, например, что труднее всего публике даётся сочувствие по отношению к героине третьей, заключительной части под названием «Туман». В её экзальтированном бунте против серости жизни и одержимых «поисках себя и смысла» и вправду есть что-то болезненное. Тем не менее здесь тоже возникает некая точка невозврата, когда содеянное героиней, сколь бы ужасным и непоправимым это ни было, выглядит соизмеримым с её душевными муками. Тем более что с точки зрения театрального языка это сделано виртуозно, благодаря чему социальная, почти криминальная драма перерастает в высокую трагедию о современной Медее с непременным для публики катарсисом, нравственным очищением…

Впрочем, такого мощного финала следовало ожидать, учитывая, что третью часть ставил сам Фарид Бикчантаев, художественный руководитель проекта. К тому же в тандеме с художником Сергеем Скомороховым, таким же признанным мастером. Безусловно, ученики их тоже не подвели – режиссёры Олег Кинзягулов («Парковка»), Рамиль Гараев («Двери), молодые сценографы Лейсан Хусаинова, Аня Апполонова и другие, но мастер-классом стала именно финальная часть, вместе с которой проект #Молодёжныйвторник приобрёл наконец концептуальную прозрачность и завершённость.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще