В Казани премьерой оперы «Кармен» открылся 43-й Шаляпинский фестиваль. В первый вечер, вопреки ожиданиям публики, в образе главной героини предстала не статная жгучая брюнетка, а миниатюрная шатенка.
ДЕВУШКИ С ХАРАКТЕРОМ
Во время живописных по своей сочности массовых сцен (а они превалируют в премьерном спектакле) Карменсита Екатерины Сергеевой внешне почти не выделялась из пестрой толпы колоритных персонажей – табачниц, торговок, контрабандистов и прочих простолюдинов. Но это не касается безупречного вокального рисунка роли – Кармен остается одной из коронных партий Сергеевой, штатной солистки Мариинского театра и с недавних пор – казанской оперы. Возведенные же в абсолют «простолюдинные» манеры и непостоянство главной героини можно трактовать в том смысле, что на месте Кармен могла бы оказаться… ну если не любая цыганка, владеющая гипнозом, то, по меньшей мере, такая же девушка с характером. Взять хотя бы Микаэлу, невесту Хозе, которую этот деревенский увалень в сержантском мундире бросил, поддавшись чарам обольстительницы. Гульнора Гатина (жгучая брюнетка, между прочим) в роли хрупкой и отважной Микаэлы ничуть не уступала своей сценической сопернице ни в актерском темпераменте, ни в чистоте вокала. Даже Хозе (Ахмед Агади), кажется, до последнего был в смятении: уж не дать ли задний ход?.. Но ему повезло чуть меньше, чем самовлюбленному Эскамильо (Владимир Целебровский, «Санкт-Петербург Опера»). Гипноз уже подействовал, но фортуна и на этот раз улыбнулась удачливому тореро, счастливо пережившему кровавую развязку.
«КАРМЕН» – ЭТО УЖЕ ЧАСТЬ МЕНЯ»
Напомним, что над спектаклем, который открыл нынешний Шаляпинский фестиваль, работала итальянская постановочная группа во главе с режиссером Марко Гандини. «Я не раз ставил «Кармен» в различных версиях, в том числе в качестве ассистента режиссера Франко Дзеффирелли. Первый раз – в 1995 году в Арена ди Верона (античный римский амфитеатр в итальянской Вероне, построенный около 30 года нашей эры. – прим. ред.). Перед этим мы месяц провели в Андалусии, где общались с цыганами, бывали у них в домах. Вместе пели, танцевали, ну и выпивали, конечно», – поделился воспоминаниями итальянский режиссер.
По его словам, он также курировал оперные сцены в фильме Дзеффирелли «Каллас навсегда» (2002) с Фанни Ардан в роли великой Марии Каллас, играющей Кармен.
«Во время репетиций в Казани я вдруг осознал, что моя последняя встреча с «Кармен» состоялась в 2009 году – это была постановка с участием Пласидо Доминго. С тех пор я больше не ставил эту оперу и, возможно, даже не слушал. Но я с удивлением ощутил, как глубоко вошли в мое сердце ее музыка, текст, экспрессия. «Кармен» стала почти частью меня», – признался Марко Гандини и тепло отозвался о казанском театре, его солистах, хоре и оркестре («Лучше я и представить себе не мог»).
СПЕКТАКЛЬ ПЕРВОЙ ЛИНИИ
«Спектакль, я вам скажу, очень коварный, потому что, прежде всего, это французская музыка. И исполнять ее надо так, чтобы по своему воздействию это напоминало сжатую пружину, и публике передавалось бы нарастающее напряжение в этом любовном треугольнике», – поделился своими ожиданиями перед премьерой директор театра им. М.Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.
Также он отметил, что за время его директорства это уже третья постановка оперы «Кармен» в Казани. Потому что спектакль в среднем живет 5-10 лет, а потом, естественно, начинает устаревать. Меняются время, эстетика, технические возможности сцены. «Поэтому ты все время думаешь о спектаклях первой линии, которые составляют основу репертуара. А «Кармен», безусловно, из этого числа. Важно, чтобы, с одной стороны, театр был последовательным в выборе определенной эстетики и названий, а с другой – чтобы это не было, знаете ли, каким-то нафталином», – высказал свою позицию директор театра.
По словам Рауфаля Мухаметзянова, он полностью удовлетворен работой итальянской постановочной группы, перед которой изначала была поставлена задача создать классический оперный спектакль в реалистической манере. «Это люди с колоссальным опытом, работавшие непосредственно с Франко Дзеффирелли. Понимаете, какой уровень, да? И Марко Гандини, и художники Итало Грасси, Анна Биаджотти – все они настолько глубоко проникнуты этим материалом, что мелочей для них не существует. А в этом спектакле очень много слагаемых. С одной стороны, это сценография, костюмы, пластика, сама Кармен, наконец. С другой – оркестр, хор, общая эстетика музыкального театра. И когда вот это все в комплексе совпадает… Мне кажется, сами постановщики были приятно удивлены, что уровень театра действительно высокий», –предположил Рауфаль Мухаметзянов.
РЕЖИССЕР БЫЛ В ЗАЛЕ И АПЛОДИРОВАЛ
– На мой взгляд, все держится, конечно же, на музыке. Без гения Бизе из этой, прямо скажем, не очень серьезной темы вряд ли могло бы что-то вырасти, – поделилась в антракте с корреспондентом «РТ» первыми впечатлениями о спектакле композитор Резеда Ахиярова. Напомним, что на ее музыке сегодня держится практически весь национальный репертуар Татарского театра оперы и балета («Золотая Орда», «Сююмбике», «Иакинф» и др.).
– Я видела много разных постановок «Кармен», в том числе в нашем театре, и всегда обращала внимание на ансамбли, – продолжает Резеда Ахиярова. – И в этом спектакле они великолепны. Оркестр замечательно ладит с вокалистами, просто потрясающая работа нашего хора. Вообще, мелодика удивительная. И в целом постановка очень яркая, зрелищная. Может, и есть какие-то мелкие недочеты, но это к любому спектаклю можно придраться, особенно в день премьеры. Кстати, рядом со мной сидит режиссер Марко Гандини, и спектакль ему явно нравится. Как и зрители, он получает удовольствие и от души аплодирует.
ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
По традиции, в день открытия Шаляпинского фестиваля в зеркальном фойе театра открылась посвященная ему выставка, на которой в день премьеры можно было увидеть мемориальные вещи Фёдора Шаляпина – например, рубашку и галстук великого артиста. Эти реликвии хранятся в Национальном музее Татарстана и всего на один день покинули его стены.
Следующим эксклюзивным событием 43-го Шаляпинского фестиваля станет 8 февраля концертное исполнение оперы Дж.Пуччини «Манон Леско», которая ранее никогда не звучала в Казани. А 4 февраля впервые после долгого перерыва в рамках оперного фестиваля будет исполнен «Реквием» Д.Верди для солистов, хора и оркестра.
Напомним, что всего в афише фестиваля, который продлится до 2 марта, – одиннадцать спектаклей и два гала-концерта с участием артистов и дирижеров из России, Италии, Белоруссии, Азербайджана, Израиля и Узбекистана. Помимо этого, 1 февраля в Национальной библиотеке РТ стартовала образовательная программа Шаляпинского фестиваля, посвященная оперному искусству.