Семилетие новостного телеканала «Татарстан 24» и не только стало поводом для нашей беседы с его генеральным директором Андреем Кузьминым.
Напомним, что канал возник не на пустом месте, а в результате объединения двух телекомпаний – ТРК «Казань» и ТК «Эфир 24». Такое решение было принято в 2016 году по инициативе руководства республики.
– Андрей Владимирович, а сколько вообще нужно времени, чтобы новый игрок информационного рынка встал на ноги и обрел свое лицо?
– В свое время, в начале девяностых, чтобы «Эфир» стал основным источником информации для жителей Казани, потребовалось не так много времени, год-два. Но тогда было совершенно другое время, и на фоне государственных телеканалов советского образца «Эфир» стал чем-то вроде глотка свежего воздуха. Когда же начинал вещание «Татарстан 24», на информационном рынке была совершенно другая ситуация. Появились интернет, социальные сети, и не просто появились, а уже завоевали своего читателя и зрителя. И в этот момент заходить на рынок было действительно очень сложно. Но сработала главная идея нашего канала. Она заключалась в том, что, во-первых, телевещание должно быть круглосуточным и вторая составляющая – это республиканский характер новостей. Сегодня в нашу орбиту вовлечены 17 региональных телекомпаний, которые поставляют нам новости со всей республики. Ну а мы в свою очередь делимся с ними своим контентом.
Возвращаясь же к вашему вопросу, уже года через два мы поняли, что отвоевали свое место под солнцем. Телеканал стал и узнаваемым, и уважаемым. У глав администраций он постоянно включен, потому что мы постоянно держим руку на пульсе. У нас ежечасно обновляются новостные выпуски, много прямых эфиров из разных точек республики.
Тогда же, два года назад, мы начали очень серьезно развивать свой сайт и расширять аудиторию канала за счет интернет-пользователей. Конечно, сайт у нас был и раньше, но как бы на вторых ролях. А сегодня он входит в топ-5 республиканских электронных СМИ по индексу цитируемости. И это опять же говорит о том, что людей цепляют наши новости.
– То есть ваша аудитория – это не только зрители, но и читатели?
– Совершенно верно. Главное наше преимущество – у нас много видеоконтента, который мы научились подавать оперативно и в том формате, который востребован интернет-аудиторией. Плюс к этому мы активно работаем с соцсетями. В нашей группе во «ВКонтакте» около 50 тысяч подписчиков, развивается телеграм-канал. Словом, мы везде… В этом году нам вручили «Хрустальное перо» в номинации «Лучшая мультимедийная редакция».
Но по-прежнему традиционное телевещание является для нас приоритетным. Все соцопросы и в России, и на Западе подтверждают, что телевизор остается для людей основным источником информации. Поэтому все разговоры, что телевидение умирает, не соответствуют действительности.
– Но, согласитесь, чтобы вся семья собиралась, как раньше, перед телевизором, сейчас редко увидишь. Чаще включенный телевизор является просто фоном, а люди продолжают заниматься своими привычными делами.
– Потребление информации в принципе стало фоновым. Человек завтракает, и тут же фоном работает телевизор. Потом тот же человек едет в транспорте и листает в смартфоне новостную ленту… И в том и другом случае какая-то информация все равно откладывается у него в голове.
Источников стало много, у людей есть выбор, но исследования показывают, что доверие к информации, которую человек получает по телевизору, выше по сравнению с интернетом и соцсетями. Соответственно, нам, работникам телевидения, надо это ценить и стремиться к тому, чтобы люди получали только проверенную информацию.
– А вы можете нарисовать портрет вашего зрителя?
– Он стандартный. В основном это люди, живущие в городах и райцентрах, средний возраст 35+. В деревнях, где преобладает татароязычное население, главным образом смотрят ТНВ. Кстати, у нас подобралась хорошая творческая команда, которая делает программы на татарском языке. Берут интервью у деятелей культуры, помогают с изучением и пониманием тонкостей языка. Но это лишь небольшая часть нашего контента.
– То есть в какой-то момент вы все же почувствовали, что только новостных выпусков вашей аудитории недостаточно?
– В каждом часе новостям мы отдаем 30 минут, остальное время занимают передачи на самые разные темы. Например, у нас много программ в жанре интервью, и это тоже одна из фишек нашего канала. Ежедневно мы приглашаем лидеров общественного мнения, экспертов в той или иной области, которые могут дать разъяснения по любым вопросам – от содержания новых законов до лайфхаков, как не попасться на удочку мошенников, при покупке, например, автомобиля. Иными словами, мы заточены на то, что волнует людей здесь и сейчас, и стараемся придерживаться новостной повестки.
– А откуда берете силы, чтобы развивать все эти направления – и новостное, и аналитическое, и татароязычное?
– Как я уже говорил, мы тесно работаем с региональными телекомпаниями и занимаемся обучением журналистов на местах. Организуем курсы повышения квалификации, проводим «разборы полетов», творческие конкурсы. И эта работа начинает приносить свои плоды. Ребята очень стараются и делают просто бомбические сюжеты.
Сегодня практически нет дефицита новостного контента, но сохраняется дефицит профессиональной подачи информации. При желании за три месяца любого можно обучить технологиям современной тележурналистики, но какие-то вещи зависят только от самого человека, его внутреннего багажа и внутренней же потребности развиваться. Но бывает, молодые журналисты хотят получить все и сразу, особо не напрягаясь. С этим, к сожалению, тоже приходится сталкиваться.
– Лично для вас такой школой стала работа на «Эфире»? Часто вспоминаете то время?
– Да, моему поколению очень повезло. Мы начинали в эпоху глобальных перемен, когда рухнула плотина из запретных тем, цензуры и вдруг стало можно показывать мир таким, какой он есть. Это был настоящий драйв, он-то и помог нам довольно быстро стать профессионалами. Мы привносили на телевидение не идеологию, а технологии. На курсах в Москве нам объясняли, почему надо давать несколько точек зрения на одно событие, почему нельзя считать себя самым умным и позволять себе менторские интонации. Да, на тот момент это были в основном американские, западные технологии. Сейчас многие тамошние СМИ отошли от своих же стандартов…
– Прежде чем оказаться на телевидении, вы окончили Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Кстати, какие у вас тогда были амбиции – актерские, режиссерские?
– В те годы на подъеме был жанр рок-оперы, и мне интересно было поработать в нем в качестве вокалиста. Но как-то не сложилось. Телевизионная воронка меня затянула. Хотя та база, которую я получил в театральном институте, мне очень помогает по жизни. Скажем, занятия по изо у нас проходили в Эрмитаже, с нами работали те, кого называли осколками вымирающей ленинградской интеллигенции. Все это, конечно же, очень серьезная подпитка и для души, и для ума.
– Не могу не спросить вас об авторской программе «Интервью без галстука», в которой по-новому, часто неожиданно раскрылись многие медийные личности. Чем вас привлек этот формат?
– Перед этим я какое-то время не работал на телевидении, а когда вернулся, мне захотелось попробовать что-то новое. Так возникла идея еженедельных интервью. Мне самому это было интересно, потому что не только люди разные, но и сфера их деятельности. Сегодня это артист, оперный певец, завтра – политик или директор завода. Среди них не только наши, татарстанские, лидеры общественного мнения, но и Владимир Познер, Сергей Безруков. Потрясающие, волнительные встречи у меня были с Минтимером Шариповичем, Рустамом Нургалиевичем…
Сейчас записано уже более 250 интервью, и я чувствую, что формат надо менять. Во многом я уже переложил это на плечи Эрнеста Хайруллина, ведущего программы «Новости Татарстана». Новый формат будет больше привязан к информационной повестке, но сама манера общения останется неформальной, свободной, что называется, без галстуков. У нас есть и другие интересные задумки, но говорить о них пока не буду.
– А технические возможности канала могут накладывать какие-то ограничения на полет творческой фантазии?
– Возможно, мы с этим и столкнемся, но, думаю, лет через пять. Слава богу, мы успели еще до пандемии благодаря поддержке Раиса Татарстана провести модернизацию и серьезно обновить оборудование телеканалов. Поэтому запас технологической прочности пока есть. Но у меня есть мечта – каждому региональному телеканалу купить по «рюкзаку». Это такой комплект оборудования, который позволяет выходить в прямой эфир с места события. Считаю, это очень динамизирует работу канала. С прямым эфиром ничто не может сравниться ни по скорости передачи информации, ни по качеству картинки. Но сейчас такая возможность есть только в трех городах – Нижнекамске, Набережных Челнах и Мамадыше.
– А в творческом плане что бы вы пожелали своей команде?
– Мое главное пожелание, чтобы и те люди, которые уже работают в нашей команде, и те, кто еще придет к нам, были заряжены идеей телеканала «Татарстан 24» и хотели развиваться. Когда человек заряжен, то возникает искра, которая пробивает экран и доходит до зрителя. Без этой искры ничего не получится.