Открылась выставка из собрания Государственного Эрмитажа
На этот раз в центре «Эрмитаж-Казань» представлена уникальная коллекция «царских даров» – шедевров ювелирного искусства, представляющих интерес как с художественной, так и с исторической точки зрения.
Такие, казалось бы, чрезвычайно отдаленные области человеческой деятельности, как художественное творчество и дипломатия, испокон веков связаны между собой традицией обмена драгоценными подарками в знак укрепления дружбы и международных контактов, успехов дипломатических и военных миссий.
Светлана АДКАСИНА, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа: | |
Эта выставка очень небольшая, камерная, но очень глубокая. Сюда на время переместилась часть нашей бриллиантовой кладовой. Это действительно очень красивые вещи, и их недостаточно просто посмотреть. За каждой вещью стоит отдельная, очень интересная история. |
В России корни этого обычая принято связывать с наследием золотоордынского периода, когда русские князья старались поддерживать дипломатические связи с татарскими ханами. Средневековая Русь адаптировала восточный церемониал, и традиция обмена подарками заняла особое место в придворном этикете. Обогащению царской казны способствовали различного рода межгосударственные контакты: визиты монархов, мирные договоры, союзнические обязательства и т.д. Примером такого рода языка дипломатии может служить почти каждый из двадцати пяти раритетов, представленных в центре «Эрмитаж-Казань», – будь то золотая табакерка, подаренная Петру I польским королем Августом II, или щедро декорированное бриллиантами и рубинами ручное зеркальце Елизаветы Петровны, преподнесенное императрице от имени турецкого султана Османа III. Множество ценных предметов, способствовавших обогащению дворцовых кладовых, было приобретено в годы правления Екатерины II.
Важные для страны события первой и второй русско-турецких войн и связанное с этим присоединение Крыма и Кубани также нашли отражение в ряде хранящихся в эрмитажном собрании памятников искусства. В их числе подаренный Екатерине последним крымско-татарским ханом наряд из восьми предметов. В него, в частности, входят представленные в экспозиции колчан и налучье из шелка, бархата с орнаментом из золотых нитей и драгоценных камней.
Нередко изделия с драгоценными камнями являлись платой или средством решения дипломатических конфликтов. К числу таких подарков относится конский убор, подаренный Николаю I от имени правителя Оттоманской империи Махмуда после заключения в 1829 году Адрианопольского мира. В этот комплект входят девять предметов упряжи и два кремневых пистолета, один из которых можно увидеть на выставке.
Наряду с роскошными дипломатическими дарами не меньший интерес представляют предметы, олицетворяющие семейные узы и ценности Дома Романовых. В частности, такого рода символы имели исключительное значение для последнего русского царя. Так, в 1891 году главным мастером фирмы «Фаберже» Михаилом Перхиным были выполнены серебряные каминные часы, заказанные к 25-летию бракосочетания родителей Николая II – Александра III и Марии Федоровны. Сложную композицию из серебра образовывают фигурки 25 купидонов, играющих на музыкальных инструментах. Вверху – двуглавый орел под короной; в нижней части – романовский грифон, который держит меч и два щита с гербами двух императорских династий. На оборотной стороне перечислены имена 32 дарителей – родственников царской четы… После долгих лет странствований эти часы были возвращены в Россию и подарены Эрмитажу Президентом России Владимиром Путиным в дни празднования музеем 250-летнего юбилея. И это лишь одна из тех удивительных историй, о которых повествуют драгоценные, в буквальном и переносном смыслах, экспонаты выставки…