Когда вникаешь в этот полубезумный бред, невольно удивляешься пределам нашего «непротивления злу». В течение нескольких лет под кровлей Восточно – педагогического института и института НОТ формировалась вреднейшая идеологическая дребедень и под заманчивой маркой «нового слова» преподносилась учащейся молодежи. Возомнивший себя вторым Сократом обыватель проделывал всевозможные эксперименты над попавшими под его влияние людьми, ломая их психику и доводя некоторых до самоубийства, — а мы — общественность наша — молчали. И только в конце прошлого года раздались голоса с требованием разоблачения Сотонина.
Пусть идеи философской клиники затронули лишь ничтожную горсточку молодежи (преимущественно из среды бывших людей) — все равно, мы не можем далее пассивно созерцать вылазки враждебной нам идеологии. Миндальничание здесь недопустимо. Сам Сотоиин уже давно бросил нам вызов, квалифицируя коммунистов, как «знахарей», и заявляя, что на сегодня пригоден только Сократ, все-же остальные учения, вся философия двадцати веков вместе с Марксом и Лениным, годны лишь на то, чтобы перечеркнуть их крест-на-крест карандашом.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ ВУНДЕРКИНДА
В чем сущность сотонинских откровений? Они не сложны и исчерпываются немногими надерганными и соответствующим образом смонтированными аоло- жениями таких философов, как Сократ, Штирнер, Ницше. Монтаж получился на диво пошлым, и, может быть, эта сверхпошлость и дала Сотонину основание провозгласить себя вундеркиндом со
временной философской мысли.
«Жизнь и ничто в жизни, — читаем мы, — не стоит того, чтобы к чему-нибудь относиться слишком серьезно; это короткий промежуток между двумя бесконечными половинами небытия стоит только того, чтобы заполнить его как можно большим количеством радостей, не гоняясь за невозможным, не упуская возможного и не сожалея о безвозвратно упущенном». В общем—живи и жить давай другим! «Жизнь, — разглагольствует дальше Сотонин, — это непрерывная цепь психических зудов, цепь постоянно сменяющихся неудовольствий и их устранений. И нет ничего более серьезного у философии, как содействовать в устранении неудовольствий н получении максимума радостей»…
Мир охвачен заревом революций, угнетенное человечество вступает в последнюю схватку с капиталом, развертывается жестокая борьба за общество, где не будет делений на классы эксплоатируе- мых и эксплоататоров, угнетения человека человеком, первая страна пролетарской диктатуры уже вся в лесах социалистической стройки… и вдруг, откуда-то из подворотни — обывательский лепет: «Остановитесь…. зачем все это?.. Жизнь коротка… Возьмем ее такой, как она есть… Нам все можно, все дозволено…» Надо-ли доказывать, что лепет этот идет с той стороны, из классово – враждебного нам лагеря, из болота мещанского индивидуализма?
«Человек ни к чему не призван, не имеет никакой задачи, никакого предназначения, как не имеет их растение или животное. Вопрос состоит не в том, как добыть жизнь, а в том, как прожить ее, насладиться ею; не в том, как воплотить в себе истинное «я», а в том, как использовать, изжить себя. Ни одно дело, ни один так называемый высший интерес
человечества, ни одно «святое» дело не стоят того, чтобы ты служил им и занимался бы ими ради их самих; их ценность заключается только в том, что они ценны для тебя, ради тебя»—-этот лейтмотив штирнеровской философии приводит Сотонина к практическому выводу, что и педагогическая работа должна строиться под углом воспитания у молодежи уменья наслаждаться жизнью, уменья устранять «зуды». А так как зуды у различных людей различны, то Сотонин рекомендует персональный подход к каждой личности: одни находят радость в марксизме — пожалуйста, другие — в идеализме — тоже пусть’ себе забавляются; третьи — в богоискательство ударились — ничего и это — лишь бы зуд удовлетворялся, ибо «в почесывании зудящего места — высшая ценность, единственно возможное богоподобное всеблаженство» (?Г).
Всю эту пошлятину Сотонин пытается закрепить организационно, выдвигая идею философской клиники, учреждения, где под наблюдением специального врача – философа производилась бы консультация насчет того, какие места, когда и как чесать. При чем в средствах лечения Сотонин не думает стесняться: морфий, опий, гашиш, алкоголь — все одинаково ценно, лишь бы прекращался зуд. А для удовлетворения «полового недовольства» указываются даже такие средства, как онанизм, случайные половые связи. Есть и другие, не менее оригинальные, рецепты. Например, в случае ревности «благоприятные результаты может дать развитие идеи полной допустимости полигамии». Крайне угнетенное настроение социального происхождения можно, оказывается, устранить развитием идей индивидуализма… Логически доводя этот абсурд до конца, автор философской клиники в результате высказывает такое положение, что «скука и отсутствие надежды улучшить свое положение и достигнуть счастья — причины, достаточные для того, чтобы возбудить желание покончить жизнь»… Далее мы увидим, какое роковое последствие имело это открытое санкционирование самоубийства…
В «очерке криминальной психологии» Сотонип пишет, что по мере нарастания потребностей, удовлетворение их становится все более и более затруднительным. А отдельные потребности вырастают в факторы такой силы, которые побуждают к преступлениям. Нарастание потребностей тесно связано с ростом цивилизации, а отсюда — зависимость количества преступлений от цивилизации. Больше того — уже сейчас Сотонин считает всех людей преступниками, в доказательство чего приводит… статистическую разработку анкеты среди восьмидесяти студентов ВПИ по вопросу, чтобы они сделали с найденным на улице кошельком. Что это, шутка? Где это видано, чтобы сколько * нибудь понимающий в статистике человек строил ответственные выводы на основании столь малого количества показателей, да еще таких, которые в силу материальной необеспеченности студенчества являются ультра-суб’ективными? Требуется ли возражать? Требуется ли доказывать для всех нормальных людей очевидную истину, что преступление является результатом социального неравенства, результатом такого строения общества, когда на одном полюсе сосредоточиваются все жизненные блага, а на другом — тяжелый труд, голод, холод и нищета, и что при коммунизме, когда будет осуществлено марксово положение — «от каждого по способностям, каждому но потребностям» — исчезнет основная побудительная причина к преступлению, а следовательно — и самое преступление?..
Изложенная система взглядов (если эту белиберду можно назвать системой) неизбежно приводит Сотонина к противопоставлению отдельной личности об- ществу в целом: «личность, чувствуя на себе гнет социальных условий, встает все в более отрицательное отношение к обществу, личность и общество становятся врагами» в далее, о себе — «одаренная выше среднего личность, мыслящая не по шаблону, вырабатывает свою точку зрения на права и обязанности граждан, обычно расходящуюся с мнением большинства и плетущегося в хвосте большинства законодательства и не имея возможности воздействовать на законодательство, осуществляет персонально или побуждает других осуществлять свои, непризнанные законом, права?. Типичный обывательский анархизм типичного обывателя!
В заключение — о тоже зрения Сотонина по вопросам культуры. Движущим фактором культуры он считает социально – экономическое неравенство и хзаст- ливо собирается написать целый трактат, в защиту этого положения…
Профессор Струминский в статье, посвященной социальной сущности идей философской клиники, абсолютно верно отмечает, что мировоззрение Сотонина— пустое место, во поскольку оно нашло себе навознучо почву, постольку оно стало явлением социальным — требует такой же решительной борьбы с ним, как и с прямой контрреволюцией. Ибо «такая философия — мимикрия трусливого врага, но мимикрия ядовитая, идеологически отравляющая тек, кто слабее»… Поэтому, еще и еще раз приходится жалеть, что с борьбой против сотонинщины мы позорно запоздали. Жутко даже становится при мысли, что сотни студентов ВПИ, юридических курсоз и педагогического техникума обучались по «учебникам» Сотонина, что сотни студентов, таким образом, направлялись в сторону от (Общественности, от активного участия в социалистическом строительстве, что им прививалась мрачная философия «радости», изолированной от общества- личности. Хорошо, что здоровое начало у нашего студенчества одержало верх и за Сотониным пошли лишь жалкие единоличники, преимущественно мистически построенные девицы из бывших. Тем не менее все это нисколько никого не оправдывает.
(Окончание следует)