Шесть лет напряженных переговоров и труда привели, наконец, к долгожданному дуэту театра им.Качалова и режиссера Григория Дитятковского из Санкт-Петербурга. И имя этому дуэту – «Дон Жуан».
О сотрудничестве режиссера из Северной столицы с казанским театром говорили давно, еще до реконструкции. И в паузу между иными проектами Григория Исааковича ангажировали в столицу Татарстана на место режиссера для постановки мольеровской пьесы. Работа над премьерой шла 3,5 месяца и завершилась 24 декабря показом для зрителей.
«Репетиционный процесс – самое интересное, когда люди собираются и хотят сделать что-то вместе, – поделился впечатлениями режиссер перед спектаклем. – Мы сочиняли, придумывали, ругались, изобретали. Тратили много энергии как бы впустую. Зато теперь поняли, как надо».
Действие начали донжуановские слуги с табака и сплетен. Есть в этом что-то из нашего времени! Вскоре появился и приторный Дон Жуан (Илья Славутский). Со своим слугой Сганарелем (Марат Голубев) они походили на старых школьных друзей.
Порой казалось, что монологов в спектакле слишком много, что не хватает диалогов и движения. Но равновесие восстановила сцена в стиле голливудского экшена. Та самая, где в замедленной съемке Дон Жуан бьет по лицу Пьеро (Алексей Захаров). А крестьянки Шарлотта (Алена Козлова) и Матюрина (Елена Казанская), на которых одновременно почти женился Дон, отчаянно пытаются оставить друг друга без волос.
Особый восторг у публики вызвал слуга просцениума. После перевоплощения в статую командора вычислить под маской и белым одеянием живого человека было решительно невозможно. И смехом разразился зал в тот момент, когда Дон Жуан накрасил губы и щеки красным и в таком виде встретил господина Диманша (Илья Скрябин). Ну а как еще (что во времена Мольера, что сейчас) отбиваться от кредиторов?
По словам Григория Дитятковского, «Дон Жуан» привлекает своей провокационностью. «Слыша это имя, сразу представляется ловелас, любимец женщин, бродяга, – говорит он. – В нашей пьесе ты понимаешь, что эта история не про героя-любовника. Она про человека, который протестует против сложившегося уклада, и тот рушится в словах героя». Но увидеть в Дон Жуане личность протестующую, надо сказать, нелегко.
В любом случае существенной разницы по сравнению с постановками Александра Славутского неискушенный зритель может не заметить. Но что точно видно – так это другая игра актеров.
«Может, это не последняя наша встреча, и мы что-нибудь еще придумаем! Как сейчас говорят, замутим», – с улыбкой говорит Александр Славутский.