Зарядил и поехал

Большинство российских автомобилистов не готовы пересесть на электромобили

Около тысячи электро­мобилей зарегистри­ровано сегодня в Татарстане, хотя еще год назад их было 304, а в 2021-м – 131. Эксперты считают, что еще через два-три года автовладельцы начнут массово пересаживаться на машины, которым не нужны ни бензин, ни солярка. Что останавливает их сейчас?

Автор статьи: Элеонора РЫЛОВА

Фото: insideevs.com

 

 

Около тысячи электро­мобилей зарегистри­ровано сегодня в Татарстане, хотя еще год назад их было 304, а в 2021-м – 131. Эксперты считают, что еще через два-три года автовладельцы начнут массово пересаживаться на машины, которым не нужны ни бензин, ни солярка. Что останавливает их сейчас?

 

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

По итогам прошлого года продажи «зеленых» машин в мире составили 10% от всех автомобилей (7,8 млн штук), увеличившись за год на 68%. Лидером является Китай (51%), где сотрудников гос­органов пересаживают на электрокары, за ним следуют Европа (35%) и США (10%).

На долю России приходится 0,045% продаж, или 24,5 тыс. штук. Но за четыре года продажи электромобилей и у нас увеличились в 8 раз. По мнению экспертов, в ближайшей перспективе электромобили в России займут 10–15% рынка.

Кроме очевидных преимуществ электромобиля в виде экологичности и экономичности, для этого есть и другие причины. После введения санкций к нам перестали поступать европейские и японские машины, зато хлынул поток китайских, в том числе на электрической тяге.

Российский автопром тоже хочет быть в тренде. К примеру, калининградский завод «Автотор» уже объявил, что будет заменять двигатели внут­реннего сгорания (ДВС) на иномарках на электромотор. «Москвич» планирует в 2023 году реализовать 10 тысяч машин на электротяге.

Тем временем госкорпорация «Росатом» к 2025 году обе­щает выпуск нового электромобиля под брендом «Атом».

Кстати, «Атом» имеет прямое отношение к Татарстану. Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин и известный бизнесмен Рубен Варданян являются инвесторами стартапа. По признанию главы автогиганта, каждый вложил в проект примерно по миллиону долларов. Разработчиком же электромобиля стало АО «Кама», заре­гистрированное в Набережных Челнах, а «Росатом» изготовит для этого хетчбэка литий-ионную батарею.

«Электрокар – это простая машина, которую гораз­до проще производить, чем машину с ДВС, поэтому наши автопроизводители – «Моск­вич», «Автотор», АО «Кама», КАМАЗ – хотят ее выпускать. Российский автопром пере­ориентируется в эту область, и новые марки электрокаров будут появляться одна за другой, – прогнозирует директор департамента транспорта фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. – В 2022 году планировалось произвести 7400 машин на электрической тяге, а выпущено почти 19 тысяч. Будет еще и электрический «Ларгус».

 

ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА

Как свидетельствует мировой опыт, развитие электротранспорта активно стимулируется государством. В России принята концепция по развитию электрического автомобильного транспорта до 2030 года, созданы преференции для владельцев электрокаров.

«В ряде регионов отменен транспортный налог для машин с электрическим двигателем до 150 и 200 лошадиных сил, например в Тамбовской и Курской областях. Предоставляется 25-процентная скидка на электромобиль, произведенный в России, бесплатная парковка в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Рязани, Калуге. А в Санкт-Петербурге застройщиков обязывают в новых ЖК размещать зарядные станции», – перечислил льготы Кирилл Жанайдаров.

 


Большинство российских автомобилистов не готовы пересесть на электромобили, из них 47% не готовы стать владельцами электрокаров в обозримой перспективе, а 18,5% в принципе не рассматривают данную возможность, следует из результатов опроса «Авто Mail.ru». При этом 35% автомобилистов размышляют о покупке машины на электротяге в ближайшие годы


 

Кроме того, государство намерено потратить до 2025 года 8,5 млрд рублей на возведение быстрых зарядных станций. В прошлом году из российского бюджета было просубсидировано создание 95 станций в Татарстане. Сейчас, по словам Кирилла Жанайдарова, сокращается время пребывания на ЭЗС, в среднем сессия медленной зарядки составляет 1 час 36 минут, быстрой – 54,3 минуты.

Кстати, в республике некоторые операторы ЭЗС до недавнего времени предоставляли бесплатную зарядку. Представляете, «топливо» – бесплатно!

 

МОЖНО И ОТ РОЗЕТКИ

Среди профессионалов идет спор, что мешает развитию электротранспорта. Одни говорят, что для него нет инфраструктуры, другие парируют: зачем развивать инф­раструктуру, если на дорогах слишком мало подобных авто? Пример Китая показывает, что два этих процесса должны идти параллельно. Поднебесная – лидер продаж электрокаров, а зарядных станций для них на конец 2021 года там было более миллиона.

В Татарстане сейчас около десятка операторов ЭЗС. Самый крупный из них – «Сетевая компания», которая изначально обзаводилась зарядными станциями для собственных нужд – переводила свой легковой автопарк с ДВС на электрические моторы. А поскольку подразделения компании расположены во всех районах Татарстана, возникла необходимость в большой зоне покрытия ЭЗС, пояснили нам в пресс-службе «Сетевой компании».

На ее балансе 109 быстрых зарядных станций, из них 48 – в Казани, которыми пользуются не только сотрудники компании, но и другие автолюбители. В этом году планируется установить еще 29 ЭЗС, преимущественно на федеральных и республиканских трассах. На вопрос, рентабельна ли услуга, в «Сетевой компании» ответили, что это «прежде всего вклад в будущее».

Словом, инфраструктура для электрокаров у нас уже тоже развивается.

Впрочем, электромобиль можно зарядить и от обычной домашней розетки напряжением 220 В. Правда, для этого потребуется специальный кабель и гораздо больше времени, чем на станции.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще