Запретят водить такси и чинить компьютеры: Татарстан вводит ограничения  для мигрантов

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

В десяти сферах запретят работать иностранцам с трудовыми патентами в Татарстане в 2025 году. Соответствующий проект указа Раиса РТ уже готов и проходит антикоррупционную экспертизу. Согласно документу, работодатели не смогут привлекать гастарбайтеров в сферы такси, охраны, страхования, ветеринарии, финансовых и некоторых других услуг. Эксперты отмечают, что в отличие от других регионов, Татарстан вводит для мигрантов мягкие ограничения, и единственная сфера, которая реально может ощутить запрет, – это такси.

Запретят водить такси и чинить компьютеры: Татарстан вводит ограничения  для мигрантов

ОТКУДА ПОПРОСЯТ  ГАСТАРБАЙТЕРОВ

Отметим, что Федеральный закон №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с 2014 года разрешает главам субъектов устанавливать запрет на работу иностранцев в определенных сферах экономики. Но руководители регионов не спешили воспользоваться полномочиями, поскольку на мигрантах в России сегодня держатся целые отрасли: строительство, общественный транспорт, ЖКХ…

В этом году после ряда печальных событий и возмутивших общественность инцидентов с участием мигрантов власти на местах стали активно вводить ограничения. Тем более что об этом их настоятельно попросил глава СКР Александр Бастрыкин. На сегодня более трети регионов ввели запрет на работу иностранцев в различных сферах. Например, Краснодарский край (в тамошнем списке аж 85 запретных для мигрантов сфер деятельности), Калининградская, Липецкая, Новосибирская, Курская, Воронежская области. С 2025 года к ним присоединятся Омская, Иркутская области, Подмосковье, Татарстан.

Согласно проекту указа Раиса РТ, подготовленному республиканским Минтрудсоцзашиты, в Татарстане иностранцам, осуществляющим трудовую деятельность на основании патентов, нельзя будет заниматься перевозкой опасных грузов, работать в такси, в сфере финансовых услуг и страхования, права и бухучета, в охране, ветеринарии, а также организовывать лотереи и азартные игры и ремонтировать компьютеры.

Прямо скажем, что в ветеринарии или финансах гастарбайтеров у нас нет, по крайней мере, в большом количестве. Да и в ремонте компьютеров мигранты не были замечены.

Для сравнения: в других регионах гастарбайтеров попросили из сфер торговли, общепита, пассажирских перевозок, здравоохранения, образования.

ТАТАРСТАН БАЛАНСИРУЕТ

Председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев согласился с тем, что самые важные сферы экономики, которые без иностранцев просто загнулись бы, в проекте указа не затронуты.

– Мигранты нужны, без них у нас пока не получается, особенно в сферах строительства, промышленности, ремонта дорог, уборки улиц, – констатировал Агеев в разговоре с корреспондентом «РТ».

– Этот список – в духе Республики Татарстан, мы всегда ищем золотую середину, балансируем. В послании Госсовету наш Раис Рустам Минниханов говорил, что нам необходимы рабочие руки на стройках, различных производствах, а так как закрыть эти потребности своими силами мы не можем, будем набирать кадры за пределами России, – прокомментировал документ завкафедрой международных отношений, мировой политики и дипломатии КФУ Андрей Большаков. – У федеральных властей и главы СКР Бастрыкина в том числе, который давно ратовал за то, чтобы упорядочить процесс миграции в РФ, стоит задача обезопасить население нашей страны от большого количества приезжих. К сожалению, сегодня миграция действительно стала фактором риска для нашей страны. Мигранты едут туда, где местное население относительно неплохо живет, а Татарстан дополнительно привлекает их своей многоконфессиональностью. При этом в России более либеральное законодательство, чем в странах Центральной Азии, и оттуда к нам попали люди, замешанные у себя на родине в экстремизме и других уголовных преступлениях. Теперь мы пожинаем плоды.

«МНОГИЕ УЖЕ С РОССИЙСКИМИ ПАСПОРТАМИ»

Пожалуй, единственная сфера, которая может ощутить на себе запрет на привлечение мигрантов, – это такси. Но и здесь ограничения особых проблем не вызовут, считают специалисты.

– Может быть, это в Москве было бы ощутимо, но не в Казани. У нас таксуют водители и из Чувашии, и из Башкирии, кировские номера иногда встречаются на машинах, – заметила неоднократная победительница конкурса «Лучший водитель такси России» Луиза Бадреева. – Так что, думаю, машин и водителей такси хватит.

По ее словам, пассажирам только кажется, что едва ли не каждый второй таксист в Казани – мигрант. На самом деле у многих лиц с восточной внешностью и экзотическими именами уже имеются российские паспорта.

– Летом общественный совет по развитию такси делал опрос по республике о ситуации с водителями. Тогда 90% татарстанских таксопарков, которые предоставляют машины в аренду, ответили, что им не хватает 10% водителей. На арендных машинах как раз ездят в основном мигранты, наши жители в основном таксуют на своих машинах, поскольку брать машину в аренду очень дорого. При этом летом в нашей сфере мигрантов меньше, они уходят на стройки, где больше платят, а в такси возвращаются ближе к зиме, – обрисовала ситуацию Бадреева.

МИГРАНТОВ НЕ СЧИТАЛИ

Какое количество мигрантов в Татарстане работает сейчас в сфере такси, в компаниях-агрегаторах не знают, поскольку никогда их не считали и наличием у них патентов (разрешений на работу в РФ), необходимых для заключения трудовых договоров с работодателями, не интересовались.

– В такси нет трудовых отношений. Мигранты арендуют для работы автомобили в таксопарках, от них требуется только плата за аренду, а мы формируем для водителей заказы. Так устроена современная таксопарковая модель, – объяснил «РТ» руководитель отдела по связям с общественностью агрегатора такси «Максим» Павел Стенников. – В любом случае ограничения не коснутся граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии (стран ЕАЭС), которым не требуется разрешение на работу в России и которые так же, как и россияне, могут зарегистрироваться самозанятыми для работы в такси.

В то же время Стенников отметил, что российские граждане не очень-то стремятся пополнить ряды самозанятых таксистов из-за жестких требований закона «О такси».

– К самозанятым с личными автомобилями предъявляются такие же требования, как к транспортным предприятиям: ежедневные медицинские и технические осмотры, которые проходить негде, путевые листы, дорогое страхование такси, перекраска автомобиля в белый или желтый цвет. Для физлиц эти требования невыполнимы и избыточны, – считает представитель «Максима».

Председатель татарстанской общественной организации «Союз автомобилистов» Расул Таспенов в свою очередь отметил, что и сейчас таксовать может далеко не каждый мигрант: у водителя должны быть российские водительские права и вид на жительство.

– Иначе он не сможет ни получить разрешение на перевозку своего автомобиля, ни взять машину в аренду. Не дай Бог, кого-то собьет, ущерб нанесет, соберет свои манатки и уедет на родину, ищи его потом свищи, а виноват будет таксопарк, – пояснил он. – К тому же за работу в такси с иностранными правами предусмотрена административная ответственность – штраф 50 тыс. рублей. Никому такие риски не нужны.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
Еще