Заключение Конституционного совета Республики Татарстан №2 от 14 июня 2024 года

о проверке конституционности пункта 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 января 2023 года № 122 «О чествовании супружеских пар, проживающих в г. Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу» в связи с обращением гражданина В.Р. Туманова

Конституционный совет Республики Татарстан в составе Председателя И.И. Гилазова, членов Р.Ф. Гафарова, Э.М. Мустафиной, руководствуясь частью 2 статьи 5, статьей 11 Закона Республики Татарстан «О Конституционном совете Республики Татарстан», рассмотрел вопрос о проверке пункта 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 января 2023 года № 122 «О чествовании супружеских пар, проживающих в г. Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу» на соответствие Конституции Республики Татарстан.

Поводом к рассмотрению данного вопроса послужило обращение гражданина В.Р. Туманова. Основанием к его рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли обозначенное заявителем в обращении нормативное правовое положение Конституции Республики Татарстан.

Заслушав сообщение члена Конституционного совета Республики Татарстан – докладчика Э.М. Мустафиной, объяснения участников заседания – гражданина В.Р. Туманова, представителей органа, издавшего рассматриваемый нормативный правовой акт, – первого заместителя начальника правового управления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани – начальника отдела по вопросам финансового и трудового законодательства А.В. Токмакова, заместителя начальника Управления регистрации актов гражданского состояния муниципального образования города Казани Л.С. Шарифуллиной, выступления приглашенных в заседание: представителя Раиса Республики Татарстан – заведующего отделом по законопроектной работе Государственно-правового управления Раиса Республики Татарстан Р.Р. Муртазиной, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – начальника отдела правовой, организационной и кадровой работы Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан С.И. Липовой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный совет Республики Татарстан

установил:

  1. В Конституционный совет Республики Татарстан обратился гражданин В.Р. Туманов с жалобой на нарушение его конституционных прав пунктом 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 января 2023 года № 122 «О чествовании супружеских пар, проживающих в г. Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу» (далее также – постановление Исполкома города Казани № 122).

В соответствии с пунктом 2 постановления Исполкома города Казани № 122 установлено, что правом на получение поздравительного адреса Руководителя Исполнительного комитета города Казани и денежного подарка обладает супружеская пара, в которой оба супруга являются гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства в городе Казани (отметка в паспорте) и зарегистрировавшими брак в городе Казани, отметившими 50– (золотая), 60– (бриллиантовая) или 70–летний (коронная) юбилей супружеской жизни.

В обращении и приложенных к нему копиях документов гражданин В.Р. Туманов обосновывает свои требования теми обстоятельствами, что на протяжении 60 лет состоит в браке с гражданкой И.Ю. Тумановой, и он, руководствуясь постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 25 апреля 2013 года № 3946 «О чествовании супружеских пар, проживающих в г. Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу», полагал, что они с супругой вправе принять участие в торжественном мероприятии по чествованию супружеских пар, отмечающих юбилей семейной жизни (золотая, бриллиантовая, коронная свадьба), с вручением поздравительного адреса Руководителя Исполнительного комитета города Казани и денежного подарка.

Ранее круг субъектов этих правоотношений включал в себя супружеские пары, отметившие свой юбилей совместной жизни в 2003 и последующих годах и опоздавших с подачей заявления к юбилею. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением указанных мероприятий, производилось за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования города Казани на 2013 год и последующие годы.

На обращение по данному вопросу к мэру города Казани гражданин В.Р. Туманов получил разъяснение о том, что постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 25 апреля 2013 года № 3946 «О чествовании супружеских пар, проживающих в г. Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу», на основании которого, как полагал заявитель, им с супругой полагается денежная выплата, утратило силу в связи с принятием нового постановления Исполкома города Казани.

Пунктом 2 вновь принятого постановления Исполкома города Казани № 122 изменен круг субъектов этих правоотношений, и теперь он включает в себя супружеские пары, отметившие 50– (золотая), 60– (бриллиантовая) или 70–летний (коронная) юбилей супружеской жизни, в которых оба супруга являются гражданами Российской Федерации, имеют место жительства в городе Казани (отметка в паспорте) и брак которых зарегистрирован также в городе Казани.

В связи с тем, что брак гражданина В.Р. Туманова с его супругой был зарегистрирован в городе Якутске, ему отказано в реализации, как он полагает, законного права на чествование их семьи в связи с юбилейной датой совместного проживания.

Гражданин В.Р. Туманов утверждает, что наличие такого условия, как регистрация брака именно в городе Казани, является препятствием для реализации права на соответствующее чествование, в том числе на получение денежной выплаты к юбилейной дате, не только его семье, но и иным семейным парам, чей брак зарегистрирован не в городе Казани. Исходя из смысла обращения, заявитель считает, что при принятии постановления Исполкома города Казани № 122 оспариваемая правовая норма была введена преднамеренно с целью ограничения количества семейных пар, отметивших 50–, 60– и 70–летие совместной супружеской жизни и претендующих на меры социальной поддержки к юбилейной дате, что неоспоримо предпринято для экономии муниципальных бюджетных средств.

В ходе заседания Конституционного совета Республики Татарстан гражданин В.Р. Туманов отметил, что, когда их семья отмечала 50–летний (золотой) юбилей супружеской жизни, органами ЗАГС города Казани была проведена торжественная церемония поздравления их семьи с приглашением близких родственников и друзей. Аналогичного подхода гражданин В.Р. Туманов со своей супругой ожидали и в преддверии своего 60–летнего (бриллиантового) юбилея супружеской жизни, однако получили отказ, который умалил их с супругой достоинство.

На основании изложенного гражданин В.Р. Туманов просит Конституционный совет Республики Татарстан признать пункт 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 января 2023 года № 122 «О чествовании супружеских пар, проживающих в г. Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу» не соответствующим части первой статьи 29 и статье 32 Конституции Республики Татарстан, согласно которым запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления.

Свои заключения по рассматриваемому вопросу в Конституционный совет Республики Татарстан направили представители Раиса Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. В заключениях указывается на самостоятельность местного самоуправления в Российской Федерации в пределах своих полномочий, в том числе и относительно разрешения вопросов использования средств местного бюджета на их реализацию.

Согласно части 2 статьи 11 Закона Республики Татарстан «О Конституционном совете Республики Татарстан» при вынесении заключения Конституционный совет оценивает буквальный смысл рассматриваемого нормативного правового акта. При рассмотрении нормативного правового акта Конституционный совет Республики Татарстан также оценивает смысл, придаваемый ему официальным и иным разъяснением или сложившейся правоприменительной практикой. Конституционный совет выносит заключение только по предмету, указанному в обращении, а при рассмотрении нормативного правового акта – лишь в отношении той его части, конституционность которой подвергается сомнению в обращении. Конституционный совет Республики Татарстан при вынесении заключения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного совета Республики Татарстан является пункт 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 января 2023 года № 122 «О чествовании супружеских пар, проживающих в г. Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу», в той мере, в какой его положения ставят право на получение поздравительного адреса Руководителя Исполнительного комитета города Казани и денежного подарка супружескими парами, отмечающими золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу, в зависимость от места регистрации их брака.

  1. Семейно-брачные отношения имеют чрезвычайно важное значение как для человека, так и всего государства. Именно в традиционной семье, скрепленной официальными узами, закладываются основы нравственности человека, подлинного патриотизма, формируются нормы поведения, возникают взаимные права и обязанности супругов.

В этой связи крайне важно со стороны государства поощрять семейные пары, которые состоят в официальном браке многие годы.

В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 875 в Российской Федерации 2024 год объявлен Годом семьи.

Рассматриваемое правовое регулирование принято Исполнительным комитетом города Казани в целях морального, материального поощрения на городском муниципальном уровне лиц, которые прожили в официальном браке долгие годы, и направлено на стимулирование и закрепление положительных семейных тенденций, придание таким семьям особого публично-правового статуса.

Важность и актуальность принятых мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, на сохранение традиционных семейных ценностей, не вызывает сомнений.

  1. В соответствии с частью первой статьи 118 Конституции Республики Татарстан органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Частью 5 статьи 20 указанного Федерального закона устанавливается, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов. Финансирование таких полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данной нормой предоставлено право органам местного самоуправления устанавливать для жителей муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов).

Таким образом, принятие постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 января 2023 года № 122 «О чествовании супружеских пар, проживающих в г. Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу» входит в компетенцию Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.

  1. Конституция Республики Татарстан, провозглашая Республику Татарстан социальным государством (статья 13), закрепляет, что семья находится под защитой государства, государство проявляет заботу о семье (статья 38, части первая и третья); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом (статья 54, часть первая).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан; решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления (Постановление от 10 ноября 2009 года № 17-П, Определение от 9 ноября 2010 года № 1439-О-О).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что конституционное предназначение местного самоуправления наряду с решением социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения определяется также в эффективной реализации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека (постановления от 29 марта 2011 года № 2-П, от 13 октября 2015 года № 26-П и от 26 апреля 2016 года № 13-П).

Такой подход должен предопределять содержание и смысл нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в том числе регламентирующих порядок чествования супружеских пар, проживающих в городе Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу (далее также – юбилейную дату).

До 1 января 2023 года на территории города Казани действовали нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с чествованием семейных пар, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу. При этом обязательными условиями для чествования таких семейных пар были проживание в городе Казани и длительность нахождения в брачных отношениях.

Указанное правовое регулирование утратило силу в связи с принятием постановления Исполкома города Казани № 122, которым изменены условия, при которых семейная пара, отмечающая юбилей совместного проживания, имеет право на получение поздравительного адреса Руководителя Исполнительного комитета города Казани и денежного подарка. Дополнительно к тем условиям, которые были предусмотрены ранее, новое правовое регулирование, действующее с 1 января 2023 года, ввело требование, в соответствии с которым у семейной пары брак должен быть зарегистрирован в городе Казани, то есть связывает возникновение права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки с фактом регистрации брака на территории муниципального образования города Казани.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, последовательно подтверждаемой им в своих решениях (постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 29 января 2004 года № 2-П, от 20 апреля 2010 года № 9-П, от 27 марта 2012 года № 8-П, от 1 июля 2015 года № 18-П и др.), при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель субъекта Российской Федерации обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере.

В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта Российской Федерации полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказываться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств. Напротив, он должен, предпринимая все усилия к их сохранению, находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если, с учетом состояния бюджета субъекта Российской Федерации, это оказывается объективно невозможным, – по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер социальной поддержки. Иное не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы с вытекающим из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и обращенным к органам публичной власти требованием обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов (Постановление от 27 марта 2018 года № 13-П).

Указанные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, а также принимая во внимание часть первую статьи 29 Конституции Республики Татарстан, по мнению Конституционного совета Республики Татарстан, подлежат применению и в отношении муниципальных правовых актов, устанавливающих отдельные социальные гарантии для определенных категорий граждан.

Следовательно, в региональной (муниципальной) социальной политике нельзя руководствоваться исключительно формальными соображениями, законодатель ограничен конституционными принципами, и прежде всего, принципом равенства, предполагающим, что каждое нормативное правое решение должно носить конституционно-обоснованный характер. При отмене стимулирующих мер поддержки граждан законодатель должен был привести конституционно-правовое обоснование таких изменений. Недопустимо исходить из презумпции их произвольной отмены.

По своей правовой природе рассматриваемая мера социальной поддержки не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных семей; органы местного самоуправления самостоятельно определяют условия и порядок чествования таких семейных пар, принимая во внимание в том числе и возможности своего бюджета.

При этом следует отметить, что меры социальной поддержки семьям, отмечающим юбилейную дату, предлагается оказывать вне зависимости от степени нуждаемости каждой конкретной семьи в такой поддержке. Более того, и принцип адресности, на основе которого построена система социальной защиты в Российской Федерации, не применяется.

Исходя из правового смысла и буквального содержания рассматриваемого постановления, оно принято в целях пропаганды семейных ценностей, повышения роли и авторитета семьи в обществе путем чествования семейных пар, проживающих в городе Казани, за длительное нахождение в семейных отношениях.

Длительность совместного проживания семейных пар подтверждается, согласно нормам оспариваемого пункта постановления, датой заключения брака, указанной в свидетельстве, выданным органом, зарегистрировавшим акт гражданского состояния.

Требование о проживании на территории города Казани свидетельствует о том, что орган местного самоуправления выражает заботу о своих жителях.

Что же касается обязательного условия о заключении брака в городе Казани, при соблюдении которого семейная пара имеет право на чествование ее в связи с юбилейной датой, Конституционный совет Республики Татарстан отмечает, что ее введение не отвечает заявленным целям, указанным в постановлении Исполкома города Казани № 122, а именно не связано с пропагандой семейных ценностей, повышения роли и авторитета семьи в обществе.

Статьей 10 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (пункт 1), права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (пункт 2).

Правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация акта гражданского состояния производится любым органом записи актов гражданского состояния по выбору заявителей (заявителя).

Таким образом, брак имеет равную юридическую силу во всех регионах Российской Федерации. Соответственно, место регистрация брака в определенном (ином) регионе не может служить основанием ограничения или условием реализации конституционного права гражданина на социальное обеспечение.

Учитывая актуальность поддержки семьи и брака в современных условиях российского общества, Конституционный совет Республики Татарстан полагает, что крайне важно обеспечить на муниципальном уровне единые подходы к поощрению лиц, состоящих в браке длительное время.

Кроме того, рассматриваемое правовое регулирование не учитывает разные возможные жизненные ситуации, при которых брак был зарегистрирован не в городе Казани, что не соответствует требованию правовой определенности, выступающему необходимым элементом конституционного принципа равенства (части первая и вторая статьи 28 Конституции Республики Татарстан).

Так, в СССР в отношении выпускников высших и средних специальных учебных заведений применялась система «распределения молодых специалистов». Специальная комиссия распределяла в разные населенные пункты страны выпускников по рабочим местам на предприятия и организации, нуждающиеся в специалистах соответствующего профиля. При этом по истечении необходимого срока отработки многие специалисты, зачастую уже образовав свои семьи, возвращались на места прежнего проживания. Принимая во внимание изложенное, а также тот факт, что средний возраст заключения брака в СССР оценивался в 18-22 года, у молодоженов в подавляющем большинстве случаев не было возможности зарегистрировать брак по месту постоянного проживания до указанного распределения.

В сложившейся ситуации лица, не проживавшие, либо проживавшие непродолжительное время в городе Казани, но имеющие регистрацию брака и регистрацию по месту жительства в данном муниципальном образовании, наделены преимущественным правом на соответствующее чествование в связи с юбилейными датами по отношению к лицам, родившимся и проживающим продолжительное время в городе Казани, но зарегистрировавшим свой брак в другом регионе страны в силу обстоятельств, не зависящих от них.

В этой связи отсутствие регистрации брака в городе Казани, при наличии длительности совместного проживания семейных пар, проживающих в городе Казани, по мнению Конституционного совета Республики Татарстан, не может рассматриваться как препятствие реализации их права на чествование в связи с юбилейными датами.

Неравные требования, предъявляемые к супружеским парам, зарегистрировавшим свой брак в городе Казани, или в другом населенном пункте, – не исключают не только негативные последствия для сохранения и преемственности семейных ценностей, но и нарушают принцип равенства в осуществлении гражданами конституционного права на социальное обеспечение.

С учетом изложенного Конституционный совет Республики Татарстан приходит к выводу о том, что предусмотренное в обжалуемой норме регулирование, устанавливающее наличие обязательной регистрации брака в городе Казани в качестве необходимого условия для чествования супружеских пар, отмечающих юбилейную дату совместного проживания, фактически представляет собой формально-юридическое препятствие для реализации ими права на такое чествование. Предоставление мер социальной поддержки тем семьям, брак которых зарегистрирован в городе Казани, при невозможности получения аналогичных социальных гарантий семьями, относящимися к той же категории, но зарегистрировавшими брак в другом месте, влечет неоправданную дифференциацию, которая, в свою очередь, приводит
к снижению уровня их социальной защиты. Такое правовое регулирование в нарушение конституционного принципа равенства приводит не только к необоснованным различиям в объеме социальных прав таких семей, но и искажает само существо рассматриваемого права, что не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Данный подход корреспондирует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из которой следует, что любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из универсального принципа равенства, в силу которого различия допустимы лишь в том случае, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение данного принципа означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (постановления от 3 ноября 1998 года № 25-П, от 28 мая 2010 года № 12-П).

Таким образом, пункт 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 января 2023 года № 122 «О чествовании супружеских пар, проживающих в г. Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу», в той мере, в какой его положения ставят право на получение поздравительного адреса Руководителя Исполнительного комитета города Казани и денежного подарка супружескими парами, отмечающими золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу, в зависимость от места регистрации их брака, не соответствует части первой статьи 29 и статье 32 Конституции Республики Татарстан.

Конституционный совет Республики Татарстан рекомендует Исполнительному комитету города Казани – исходя из требований Конституции Республики Татарстан и с учетом основанных на ее положениях правовых позиций Конституционного совета Республики Татарстан – внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из настоящего заключения.

До внесения таких изменений правоприменителям предлагается минимизировать излишний формализм в подходе к оценке правомочности супружеских пар, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу, претендующих на получение соответствующих мер социальной поддержки и исходить прежде всего из необходимости принятия всех зависящих от них законных мер, направленных на укрепление института семьи, сохранение и поддержку традиционных российских духовно-нравственных, в том числе семейных, ценностей.

На основании изложенного и в соответствии с частью 2 статьи 5, статьей 11 Закона Республики Татарстан «О Конституционном совете Республики Татарстан», статьями 32-35 Регламента Конституционного совета Республики Татарстан, Конституционный совет Республики Татарстан

заключил:

  1. Признать пункт 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 января 2023 года № 122 «О чествовании супружеских пар, проживающих в г. Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу», в той мере, в какой его положения ставят право на получение поздравительного адреса Руководителя Исполнительного комитета города Казани и денежного подарка супружескими парами, отмечающими золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу, в зависимость от места регистрации их брака, не соответствующим части первой статьи 29 и статье 32 Конституции Республики Татарстан.
  2. Исполнительному комитету города Казани рекомендовано – исходя из требований Конституции Республики Татарстан и с учетом основанных на ее положениях правовых позиций Конституционного совета Республики Татарстан – внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из настоящего заключения.
  3. Настоящее заключение опубликовать в газетах «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан», на «Официальном портале правовой информации Республики Татарстан» (PRAVO.TATARSTAN.RU), а также на официальном сайте Конституционного совета Республики Татарстан в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

Председатель Конституционного совета
Республики Татарстан И.И.ГИЛАЗОВ.
Члены Конституционного совета
Республики Татарстан Р.Ф.ГАФАРОВ, Э.М.МУСТАФИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще