Равкат Мухаметшин – единственный в России мастер, создающий реконструкции и авторские реплики булгарских, золотоордынских и татарских ювелирных изделий, которые часто неотличимы от оригинала. Не удивительно, что на встречу с известным казанским ювелиром в культурном центре «Искусство жить» пришло немало тех, кто и сам искушен в старинных технологиях и многое делает для возрождения традиционных художественных ремесел.
Вердикт профессионалов под занавес встречи был коротким: то, что создано руками Равката Мухаметшина, достойно украсить лучшие музейные коллекции. Собственно, многие его работы там и находятся, включая знаменитую «булгарскую уточку», которая считается не только шедевром ювелирного искусства, но и этномаркером знати Волжской Булгарии. Напомним: это парное височное украшение в виде кольца с миниатюрной птичкой внутри и тремя подвесками на длинных тонких цепочках. Судя по археологическим находкам, такие «сережки» были весьма популярны у булгарских красавиц. Правда, носили их не в ушах, а крепили к головному убору лентами. По словам Равката Мухаметшина, на изготовление одной уточки у него ушло почти восемь лет. «Я делаю много авторских украшений, и их отлично покупают, а традиционные украшения – это другой мир, у них есть корень, который связывает человека с природой и предками», – пояснил ювелир. Кстати, благодаря «булгарской уточке» он в свое время и оказался в Казани.
Ювелирным делом Равкат Мухаметшин начал заниматься еще в Ташкенте, откуда он родом, а первым его учителем был родной дядя, тоже ювелир. Но большинство технологий осваивал самостоятельно, по книгам. В 1991 году на него вышли сотрудники Национального музея Татарстана и предложили сделать реплику «булгарской уточки», найденной в свое время при раскопках в Алексеевском районе и хранившейся в музейной коллекции. Потом было еще одно приглашение, уже по линии Всемирного конгресса татар: к тысячелетию Казани готовилась грандиозная выставка и снова понадобились реплики ценных музейных экспонатов. А вскоре после этого Равкат Мухаметшин уже окончательно перебрался в Татарстан и в настоящее время работает в Музее изобразительных искусств РТ художником-реставратором по металлу.
На творческой встрече он показал одну из первых своих работ, посвященных Казани – символический ключ от города. «К тысячелетию мне очень хотелось сделать что-то необычное, и я придумал вот этот ключ. Левая его часть – золотоордынская коранница, стрежень украшен десятью камнями, которые символизируют десять веков существования города. Между камнями проходят два орнамента, а на носике ключа надпись по-татарски «Казань». В этой работе я постарался применить все техники булгарских и казанских мастеров. Это и чеканка, и скань, обычная и бугорчатая», – рассказал ювелир.
Иногда разговор плавно перетекал в мастер-класс. Например, Равкат Мухаметшин поделился некоторыми тонкостями работы в технике зерни: «Беру проволоку толщиной до 0,15 мм и наматываю ее на ригель. Получившиеся колечки перекладываю на древесный уголь и горелкой превращаю уже в шарики. Если для работы мне необходимо десять тысяч шариков, то я делаю сразу двадцать тысяч, так как некоторые могут спаяться между собой». Кроме этого, собравшиеся узнали способы изготовления традиционных восточных украшений, а также значение отдельных элементов орнамента.
«Любое украшение можно «прочитать», в каждое из них закладывается определенный смысл. По украшениям я могу узнать многое о человеке, даже не общаясь с ним лично. И еще, обратите внимание, где мы носим украшения. Это пальцы, шея, запястья, то есть самые незащищенные места. Поэтому украшение – это еще и своего рода оберег», – считает Равкат Мухаметшин.
Самое поразительное, что он мог и не стать ювелиром. В молодости Равкат Азатович увлекался автомобильным спортом, участвовал в ралли, хотел стать профессиональным гонщиком. Оставалось только обзавестись собственным железным конем. Вот тут ювелирка и пригодилась. Машину он купил, но его жизненные приоритеты к этому времени в корне поменялись. Хотя спортивный азарт, судя по всему, остался. «За какие-то вещи я брался, что называется, на слабо. Однажды, например, мне показали половину бусины, раздавленной каблуком. Сказали, сделай за двести баксов. Я и с этим справился», – поделился несостоявшийся гонщик. И скромно добавил: «Я не считаю, что делаю что-то уникальное. Я как турист… Больше погружаюсь в историю через украшения, а это намного ценнее».