При покупке изделий для детей лучше семь раз перестраховаться
В одном из казанских магазинов мужчина купил сыну дорогую развивающую игру. Вот только ребенок не смог воспользоваться ею, поскольку к ней не прилагалась инструкция по эксплуатации на русском языке, на что покупатель изначально не обратил внимания. А у семьи не получилось разобраться в хитросплетениях иностранной детской головоломки. К тому же от этого приобретения исходил резкий химический запах. Гражданин пожаловался на продавца в Управление Роспотребнадзора по РТ. В результате товар был снят с реализации.
Все мы хотим, чтобы у наших детей и внуков были качественные и безопасные одежда, обувь, игрушки, питание. Но если в советские времена особого выбора в магазинах не было и народ довольствовался малым (причем – отечественным), то в капиталистическую эпоху глаза разбегаются от изобилия предлагаемых товаров. И очень легко прихватить какую-нибудь, к примеру, токсичную вещь, от которой у ребенка с не-окрепшим организмом разовьется аллергия.
МАРКИРОВКА И РУССКИЙ ЯЗЫК
– При покупке детского товара необходимо прежде всего обращать внимание на его маркировку. Если она соответствует требованиям технического регламента и у продавца есть документы, подтверждающие это, то в маркировке должен содержаться знак ЕАС, который означает, что изделие прошло все необходимые исследования, свидетельствующие о его безопасности для ребенка, – советует начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РТ Ирина Ахметшина на пресс-конференции в «Татмедиа». – Кроме того, подобный товар обязательно должен сопровождаться информацией на русском языке. Ее отсутствие априори означает, что его оборот и продажа незаконны.
Изделие должно возвращаться в магазин в первоначальном товарном виде, с этикеткой, упаковкой и чеком. Иногда покупатели пытаются сдать слегка поношенные вещи и возмущаются, когда получают отказ
А для того чтобы еще больше удостовериться в качестве и безопасности изделия, покупателю нелишне запросить у продавца товарно-сопроводительный документ, где должны быть указаны его номер, дата и субъект выдачи, конечный срок действия. Все эти данные можно проверить на подлинность в Едином реестре деклараций о соответствии, размещенном на сайте Федеральной службы по аккредитации. И сравнить наименование и характеристики этого продукта с тем, что предлагают продавец и производитель. Приобретая детские товары, особенно питание, лучше перестраховаться, чем ненароком навредить своему ребенку.
ОБУВЬ В ЛИДЕРАХ ПО ПРЕТЕНЗИЯМ
В законодательстве о защите прав потребителей предусматривается следующий момент. Если, допустим, купленная одежда надлежащего качества, но не подошла по размеру, расцветке или фасону, то ее можно обменять на другую в течение двух недель, не считая дня покупки. Но если у продавца не найдется подходящей замены, ему придется в течение трех дней с момента написания клиентом соответствующего заявления вернуть деньги. Только следует проконтролировать, чтобы на копии заявления были либо печать торговой точки, либо подпись продавца и исходящий номер с датой принятия документа.
Изделие должно возвращаться в магазин в первоначальном товарном виде, с этикеткой, упаковкой и чеком. Иногда покупатели пытаются сдать слегка поношенные вещи и возмущаются, когда получают отказ.
Ирина АХМЕТШИНА, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РТ: | |
В случае приобретения некачественного товара по-требитель может требовать как безвозмездного устранения недостатка, так и замену изделия или возврат денег. |
– В случае приобретения некачественного товара по-требитель может требовать как безвозмездного устранения недостатка, так и замену изделия или возврат денег, – сообщает Ирина Ахметшина. – Но продавец имеет право провести проверку его качества. Если сразу нельзя определить характер дефекта (бывает и производственный брак, и нарушение эксплуатации, и механическое повреждение), то продавец вправе провести дополнительные исследования в сертифицированной лаборатории, которые не должны длиться более двадцати дней. По их результатам он должен либо удовлетворить требования потребителя, либо отказать ему в этом.
К слову, при выявлении производственного брака покупатели могут предъявлять свои требования на протяжении двух лет – вне зависимости от наличия упаковок, ярлычков и всех остальных атрибутов новых вещей.
Как утверждают специалисты Роспотребнадзора по РТ, больше всего претензий у татарстанцев возникает к детской обуви. На втором месте – игрушки, бронзу поделили коляски и велосипеды. Немало нареканий вызывает школьная форма, подкладочный материал которой должен быть сделан из натуральных тканей с хорошей гигроскопичностью. Как говорится, он должен «дышать». Вместе с тем нередко потребителю подсовывают синтетику. Поэтому нужно изначально обратить внимание на маркировку и состав изделия.
ЗАКОН ЗАЩИЩАЕТ БИЗНЕСМЕНОВ
Понятно, что торговлей детскими товарами занимается в основном малое предпринимательство, которое контролируется ничуть не строже, чем бизнес в любых других отраслях экономики. Хотя дет-ские вещи, казалось бы, можно отнести к особой категории товаров народного потребления, тем более когда речь идет о питании на прилавках магазинов.
– Плановые проверки данной сферы, как и других субъектов бизнеса, в соответствии с Федеральным законом №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проводятся, к сожалению, всего лишь раз в три года, – говорит исполняющая обязанности начальника отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по РТ Гульгена Исмагилова. – В процессе контрольных мероприятий лабораторно исследуются ото-бранные продукты питания, игрушки, белье… К предприятиям, реализующим детские товары, применение дополнительных надзорных мер не предусмотрено. Федеральное законодательство защищает прежде всего предпринимателей, давая им возможности для развития вне зависимости от предмета их деятельности. Бывают и внеплановые проверки – по жалобам граждан. Но в соответствии с поправками, внесенными в 294-й закон, покупатель раньше, чем заявиться к нам, должен обратиться к продавцу. И если торговец не удовлетворит требование гражданина, то последний привлекает к делу Роспотребнадзор.
По словам Гульгены Исмагиловой, если потребитель обращается в это ведомство с жалобами, допустим, в связи со специфическим запахом от купленной детской вещи или с аллергической реакцией ребенка на нее, то отобранные в торговой точке образцы этого изделия исследуются по физико-химическим и биологическим факторам на соответствие техническому регламенту.
При выявлении производственного брака у приобретенного товара покупатель может предъявлять свои требования к продавцу на протяжении двух лет
Внеплановые визиты надзирателей заканчиваются зачастую довольно солидными материальными наказаниями. На юридическое лицо за нарушение технического регламента накладывается штраф в размере от ста тысяч рублей и выше. А в случае, представляющем угрозу здоровью ребенка (к примеру, за просроченное детское питание), – от трехсот тысяч и более. В основном претензии предъявляются к небольшим предприятиям, чаще всего находящимся рядом с рынками, где не слишком рьяно следят за качеством товара и его маркировкой.
ИНТЕРНЕТ КАК СПОСОБ ДЛЯ ОБМАНА
Сегодня многие товары покупаются путем дистанционной торговли через Интернет. Но эксперты Роспотребнадзора рекомендуют не приобретать в Сети детские вещи. В эту организацию поступает много обращений относительно некачественных изделий, купленных таким путем, и недобросовестных поставщиков. Самая проблемная категория производителей детских товаров – это иностранцы, главным образом, китайцы. Официальных отечественных изготовителей предметов для детей очень мало. Зато в России полно подпольных цехов, выпускающих детские вещи без маркировки и обозначения изготовителя. И этот товар из-за своей дешевизны пользуется спросом, но и доставляет неприятности.
Коль уж вы решили приобрести изделие дистанционно, то необходимо тщательно проверить сайт продавца, где должна быть указана информация о нем – его ИНН и прочие сведения, а также все характеристики товара. Нужно убедиться, существует ли на самом деле эта организация, правильно ли дан ее адрес.
– Не соглашайтесь на предложение перевести деньги за покупку на какую-либо банковскую карту. Как правило, за этим стоит физическое лицо, которое не подпадает под регулирование законодательства о защите прав потребителей. И в данном случае свои гражданские права можно будет защищать только через суд, – предупреждает Ирина Ахметшина. – Хуже всего обстоят дела с импортерами, которых наши законы вообще не затрагивают.
Роспотребнадзор предложил законодателям усилить требования к агрегаторам, которые содержат сайты и предоставляют их в аренду другим лицам. Они не считаются продавцами, и на сегодня никакой их ответственности не предусмотрено. Готовятся изменения и в закон о защите прав по-требителей, и в правила дистанционной торговли, регламентирующие обязанности и требования к данному виду деятельности. Когда эти правила издавались, такая торговля еще не была широко распространена. Понятно, что некоторые требования к ней уже устарели и их следует адаптировать к современности.
Что касается качества детских товаров, то больше всего претензий у татарстанцев возникает к обуви. На втором месте – игрушки, бронзу поделили коляски и велосипеды
Так что надо самим по-требителям быть весьма осторожными, используя торговый сайт. Если портал выполняет все правила, предъявляемые к раскрытию информации, то, получая от него товар, в течение семи дней можно отказаться от покупки. И на дистанционную торговлю распространяется требование законодательства о защите прав потребителей о том, что в течение двух лет к продавцу можно будет обратиться с претензией в случае получения бракованного изделия. В письменном виде – через почту или иным способом.
Сейчас на сайте Управления Роспотребнадзора по РТ проводится опрос под названием «Выбор детской одежды», где посетителям предлагается ответить на вопросы: где вы предпочитаете покупать детские вещи, какие трудности возникают при их выборе и так далее. Кроме того, по 4 сентября включительно функционируют телефоны «горячей линии» (843) 221-90-16 и (843) 273-15-83, на которые татарстанцы в рабочее время надзорного органа могут позвонить и рассказать о«детских» проблемах в торговле. Такие специализированные «горячие линии» ведомство запускает трижды в год – к Международному дню защиты детей, Дню знаний и в преддверии новогодних праздников. Хотя управление принимает и рассматривает подобные обращения на протяжении круглого года.