Выносим мусор из избы

Как улучшить законодательство в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Фото: amic.ru

Как улучшить законодательство в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами

 

мусор

 

Об этом говорили за круглым столом в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Помимо проблем, на мероприятии был озвучен пример решения «мусорного» вопроса в Мордовии, чей опыт признан одним из лучших в России.

 

В этой республике большую часть потребителей обслуживает регио­нальный оператор, входящий в германскую группу компаний, которая решает задачи с отходами в разных уголках мира. Предприятием, которое в основном обслуживает город Саранск – столицу региона, на 650 тысяч человек населения установлено более 13 тысяч контейнеров. В Татарстане же эта цифра составляет около 26 тысяч контейнеров, хотя населения у нас гораздо больше. Тариф за вывоз мусора практически идентичен в обоих регионах. Надо сказать, и там полезного сырья из отходов пока достают лишь на уровне пяти процентов от общего объёма. В нашей республике этот показатель в среднем составляет 6–8 процентов.

К слову, во Франкфурте-на-Майне, где компания также решает вопросы раздельного сбора, примерно на 860 тысяч жителей приходится 320 тысяч контейнеров! Во время презентации была показана фотография с обычной улицы этого города, где на одной площадке установлено восемь контейнеров: один – для биоотходов, два – для упаковки из пластика и металла, три – для бумаги и ещё два – для несортированного мусора. Все виды ёмкостей, предназначенные для разных отходов, отличаются друг от друга цветами крышек.

Понятно, что «мусорная» система, включающая как сбор сырья, так и переработку, в Германии на очень высоком уровне. Но она внедрялась десятилетиями. Там производители товаров несут ответственность за упаковку – платят утилизационный сбор плюс тариф за вывоз отходов с одного человека. Он составляет примерно 840 рублей в нашем эквиваленте.

 

ПРОБЛЕМА НЕ ТОЛЬКО В КОНТЕЙНЕРАХ

Пока в Татарстане, как и в Мордовии, раздельный сбор на контейнерных площадках сводится в лучшем случае к трём разным видам ёмкостей – это сетки для ПЭТ-бутылок, отходы, которые поддаются сортировке (бумага, картон, стекло, жестяные банки, пластиковая тара), и остальной мусор. Но по факту даже здесь возникают трудности.

К примеру, в казанском дворе, где я проживаю, сортировка сводится только к сетке для ПЭТ-бутылок. А в соседнем установлены контейнеры с закрытой крышкой для сортируемого мусора. Отличают их от обычных ёмкостей надписи на «фасаде» о том, что сюда класть. Однако со временем они стираются. Учитывая, что многие люди могут их даже и не прочесть, раздельный сбор превращается в фикцию. Я сама как-то заглядывала в такой контейнер. Увиденное не порадовало. Поверх аккуратно сложенной бумаги лежал плохо пахнущий пакет обычного мусора, содержимое которого уже испортило ценное сырьё. Было бы неплохо, если бы контейнеры отличались друг от друга хотя бы цветом крышек, а лучше – полностью.

В целом же проблемы, которые нужно решать в сфере обращения с отходами, в обоих регионах одинаковы и созвучны всей России. Первая и главная – это отсутствие необходимой инфраструктуры.

– Чудес не бывает – на все задачи нужно финансирование, – сказал заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов. – Хотелось бы, чтобы на федеральном уровне был создан региональный оператор как источник финансирования строительства «мусорной» инфраструктуры в регионах. Благодаря такой поддержке система раздельного сбора развивалась бы, но при этом не увеличивалась бы плата за вывоз ТКО. Как только такая система будет создана, мы сможем вести более активную пропаганду раздельного сбора отходов среди населения.

 

К ЛЕТУ БУДУТ РЕШЕНИЯ

Это не единственная инициатива от Татарстана, которую планируется транслировать на федеральный уровень. Как сообщил председатель Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин, по поручению руководителя парламента республики Фарида Мухаметшина с прошлого года разрабатываются законодательные решения в сфере обращения с  ТКО. На данный момент принимаются предложения от республиканских министерств и ведомств, муниципалитетов, региональных операторов. И круглый стол – это часть проводимой работы.

Отсутствие административной ответственности отходообразователей за незаключение договоров с регоператорами, что ведёт к судебным разбирательствам;  недоступность персональных данных жильцов, из-за чего нет полной картины по всем «производителям мусора»; избыточные нормы СанПиНа, препятствующие внедрению современной контейнерной системы вывоза отходов в сельской местности – вот далеко не весь перечень проблем, озвученных на мероприятии рег­операторами.

Остаются и другие вопросы. К примеру, как платить за мусор, если семья уехала в отпуск или на дачу? Кто отвечает за чистоту на контейнерной площадке? В чьей собственности будет находиться создаваемая инфраструктура по отходам? Как будет развиваться ситуация через десять лет, когда государство вновь объявит тендер на обслуживание всей системы отходов? Кроме того, нуждается в корректировках тарифное регулирование, так как нет полной прозрачности в части транспортных расходов регоператоров.

«Есть моменты, которые необходимо отрегулировать на законодательном уровне по всей цепочке: от контейнерных площадок до утилизации отходов», – подытожил разговор Александр Тыгин. К лету должна быть выработана позиция республики в сфере обращения с ТКО, в том числе по разработке законодательства на федеральном уровне.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще