Острую нехватку учителей испытывают школы Татарстана в канун 1 сентября. В Минобрнауки РТ уверяют, что кадровый дефицит не отразится на учебном процессе, все уроки у детей будут проходить в полном объеме. Корреспондент «РТ» поинтересовалась, в каких городах и районах сильнее всего требуются учителя и как директора школ выходят из положения.
О том, что перед началом нового учебного года школам не хватает около 2 тысяч учителей, сообщил на республиканском совете в Казани 16 августа глава Минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин. Больше всего требуются преподаватели физики, математики, русского и иностранного языков, информатики, а также начальных классов. Если говорить о географии, то самыми нуждающимися в учительских кадрах являются школы Казани, Набережных Челнов, Альметьевского, Лаишевского, Лениногорского и Нижнекамского районов. Видимо, для жителей крупных городов и развитых районов республики профессия учителя является не самой привлекательной.
«На начало учебного года большинство вакансий будет закрыто, так как численность выпускников педагогических направлений вузов и учреждений среднего профессионального образования позволит это сделать», – оптимистично ответили в Минобрнауки РТ на наш запрос, как будет решаться проблема нехватки учительских кадров. Однако не секрет, что до школ доходит лишь небольшая часть выпускников педвузов и колледжей.
Как рассказал на том же большом педсовете Ильсур Хадиуллин, вакансии помогают закрывать не только новоиспеченные педагоги с дипломами, но и студенты педагогических направлений подготовки. Учащиеся, успешно прошедшие промежуточную аттестацию за три года обучения, сегодня имеют право преподавать, и в прошлом учебном году в школах и детских садах республики работали 445 таких «стажеров». Директора нескольких казанских школ тоже подтвердили нам, что кроме размещения вакансий на «Хедхантере» они активно обзванивают педагогические вузы и колледжи, приглашая к себе на работу студентов.
Однако и будущие педагоги со студенческой скамьи не способны закрыть собой имеющиеся вакансии. «Оставшиеся закрываются за счет распределения нагрузки среди действующих учителей, привлечения педагогов по совместительству, учителей, имеющих переподготовку для преподавания по смежным учебным предметам, а также работников пенсионного возраста, – объясняется в письме Минобрнауки РТ.
По поводу «распределения нагрузки среди действующих учителей» в одной из школ Казани нам рассказали, что у них нет преподавателя ОБЖ, зато есть преподаватель физики, имеющий военный стаж, так что без уроков основ безопасности жизнедеятельности ученики не останутся.
В другой школе сообщили, что учитель татарского у них пошел работать в начальные классы, а педагог из группы продленного дня стал по совместительству географом.
«Выкручиваемся уж как-то с божьей помощью», – грустно улыбнулась в ответ на мои расспросы директор школы.
Такое положение вещей руководство республиканского образования, конечно, не устраивает.
| Ильсур ХАДИУЛЛИН, министр образования и науки РТ: |
Ситуация остается критической и требует комплексного решения, включающего адресную профориентационную работу со школьниками, мотивационные мероприятия по привлечению учителей со стороны муниципалитетов и вузов. |
«Ситуация остается критической и требует комплексного решения, включающего адресную профориентационную работу со школьниками, мотивационные мероприятия по привлечению учителей со стороны муниципалитетов и вузов», – отметил в своем выступлении на педсовете Ильсур Хадиуллин.
Сегодня в министерстве большие надежды возлагают на психолого-педагогические классы. Их в республике 180, они действуют в 150 школах, учатся там около 3,5 тысячи человек. Предполагается, что целенаправленная работа с мотивированными на занятия педагогикой школьниками даст плоды и в обозримом будущем мы получим новое поколение учителей.
Директора школ также рассчитывают, что грант «Наш новый учитель», который с этого года снова начнет действовать в Татарстане, поможет привлечь в школы талантливых выпускников вузов и удержать тех молодых педагогов, которые пришли работать совсем недавно.
Решить проблему с кадрами в сельских школах призвана программа «Земский учитель», по которой педагогу, пожелавшему переехать жить в деревню, поселок или малый город, выплачивается 1 миллион рублей. В этом году, по данным Минобрнауки, в Татарстане по этой программе начнут работать 23 новых педагога.
А в некоторых сельских школах республики действует программа «Мобильный учитель», когда педагог на собственном или выделенном ему для этих целей автомобиле ездит по школам соседних населенных пунктов и ведет там уроки.