Почему сокращается госзаказ на подготовку учителей? Что даст введение тестов на знание предмета для педагогов? Должен ли ученик уже с пятого класса знать, какую профессию выберет один раз и на всю жизнь? Как учителям и родителям конфликтовать меньше? Эти и другие вопросы обсудили на Фестивале школьных учителей в Елабуге.
ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
Напомним: восьмой по счету Международный фестиваль школьных учителей проходил на базе Елабужского института КФУ и собрал несколько сотен специалистов в области образования. Первое обсуждение проблемных вопросов состоялось с участием почетных гостей фестиваля, а вела эту встречу директор института Елена Мерзон.
Первой темой стало сокращение государственного заказа на подготовку учителей и в целом на гуманитарные направления. Только в Елабужском институте за последние пять лет почти в три раза сократился заказ государства на подготовку учителей.
– Нас это очень беспокоит. Мы понимаем, что сейчас приоритет в пользу инженеров, IT-специалистов. Но ведь и их тоже должен подготовить учитель! – выразила мнение Елена Мерзон.
По данным Министерства образования и науки РТ, учителей-мужчин в школах Татарстана от 7 до 22 процентов педагогического коллектива. Лидером является Дрожжановский район, а вот в школах Лениногорского района представителей сильного пола можно пересчитать по пальцам
Однако депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов, представлявший на этой встрече Федеральный центр, привел такие цифры: в 2014 году на подготовку педагогов выделено 56 400 мест, а в 2017-м году – 61 400, рост составил восемь процентов. Он признал, что этого недостаточно и что тенденция к сокращению гуманитарных направлений присутствует.
Причина в том, по его словам, что регионы дают больше заявок именно на подготовку технических специалистов, исходя из этого формируется госзаказ. Следовательно, Татарстану необходимо пересмотреть заявки.
Депутат заверил, что обращался недавно в Министерство образования и науки РФ с просьбой существенно увеличить число бюджетных мест для подготовки педагогических кадров и будет настаивать на решении этого вопроса.
У ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСИВОЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»
– Очень интересный факт: финалистами всероссийского конкурса «Учитель года» в прошлом году стали пять человек, все они мужчины, – перешла ведущая к следующей теме. – Было жюри предвзято или учителя-мужчины действительно лучше преподают, мы судить не беремся. Но, по данным Министерства образования и науки РТ, учителей-мужчин в школах Татарстана от 7 до 22 процентов педагогического коллектива. Лидером является Дрожжановский район, а вот в школах Лениногорского района представителей сильного пола можно пересчитать по пальцам.
Фарид МУХАМЕТШИН, Председатель Госсовета: | |
Зарплата учителей у нас в среднем около 29 тысяч рублей, это ниже средней по республике. Мы ставим задачу повысить ее. |
Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, который принял участие в фестивале, согласился, что у образования «красивое женское лицо».
– Я думаю, женщины тоже хотят, чтобы в школах было больше мужчин, – сказал он. – Учителей-мужчин в школах больше в сельской местности, потому что там рабочих мест с повышенной зарплатой значительно меньше, чем в городах. Зарплата учителей у нас в среднем около 29 тысяч рублей, это ниже средней по республике. Мы ставим задачу повысить ее. С 2011 года увеличена средняя зарплата учителей почти на 50 процентов.
Будет достойная зарплата, мужчины пойдут в учителя. Фарид Мухаметшин отметил, что в Татарстане уже действует широкая грантовая поддержка, есть доплата в размере 7,5 тысячи рублей в течение первых трех лет работы, стимулирующие надбавки, в частности, в сельской местности.
По мнению руководителя парламента, необходима профориентационная работа в семье и в школе. Нужно, чтобы молодые люди получали профессию, которой они всю жизнь будут гордиться.
– Я выступаю за то, чтобы выпускников, которые получили образование на бюджетной основе, государство имело право направить на три года в сельскую местность, – отметил Фарид Мухаметшин.
Казанский медуниверситет имеем, педвузы имеем, а куда ни приедешь на село – не хватает врачей, учителей. Получается, нет отдачи государству от этих людей. Нужно повысить ответственность школ. Чтобы ученик с пятого, с девятого класса знал, что он готовится, например, стать врачом. А вузы республики надо сориентировать на то, чтобы они отслеживали, по специальности ли работают их выпускники. Нужно, чтобы потраченные усилия оправдывались.
ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ
В новом учебном году в Татарстане и еще в нескольких регионах страны запустят новую модель оценки работы учителей. Для подтверждения квалификации педагогам придется сдать тест на знание своего предмета, а также пройти экспертную оценку урока. Будет ли эта модель более эффективной? Министр образования и науки Энгель Фаттахов отметил, что пилотные регионы были выбраны, чтобы совершенствовать процесс аттестации, однако со стороны федерального министерства в этом вопросе пока затишье.
– Но мы не будем их ждать, у нас есть свой опыт, этим вопросом занимаемся в течение трех лет – сказал министр. – Прежде квалификационные категории давались на уровне муниципального района. Когда мы этот процесс взяли в свои руки, только половина учителей, а воспитателей вообще только 25 процентов смогли подтвердить свою квалификацию. В последние годы динамика все лучше и лучше. Ставим задачу объективно оценивать работу учителя, работаем над этим совместно с Министерством информатизации и связи. Думаю, в этом году первые итоги работы уже получим.
В новом учебном году в Татарстане и еще в нескольких регионах страны запустят новую модель оценки работы учителей. Для подтверждения квалификации педагогам придется сдать тест на знание своего предмета, а также пройти экспертную оценку урока
На фестиваль приехали учителя из разных регионов России, и обсуждение коснулось дискуссионного вопроса: как и кто должен готовить учителей для национальных школ?
Свое мнение высказал ректор КФУ Ильшат Гафуров.
– Достаточно бурно обсуждается, как в рамках существующих регламентов готовить специалистов для национальных школ. Для справки: в КФУ на родном языке обучаются 925 студентов, это немало. Мы получили заказ на подготовку учителей физики, химии и других предметов, способных преподавать на татарском языке. Совершенно очевидно, это должен быть носитель языка. После поступления проводим опрос желающих, затем отбор делает Министерство образования и науки РТ. Мотивация есть – 15 тысяч рублей доплачивается к стипендии тем, кто учится по договору с министерством. Схема такая: предмет студенты изучают на русском языке, затем проходят практику на татарском языке в национальной гимназии, где с ними работают учителя-практики. Таким образом, получается полилингвальный учитель, который может преподавать как на русском, так и на татарском. Если будет заказ, мы готовы обучать студентов Приволжского округа и на других языках. Самое главное, чтобы эти выпускники потом находили работу с достойной оплатой.
НЕ ЖАЛУЙТЕСЬ РОДИТЕЛЯМ НА ДЕТЕЙ
Студентка, будущий учитель, обратилась с вопросом к представительнице родительского сообщества. Реально ли увидеть в родителях союзников, а не оценщиков?
– Да, мы, родители, все разные, – сказала Раиса Аникина, мама школьниц 14 и 15 лет. – Но большинство из нас хотят видеть своих детей здоровыми, развивающимися. Думаю, и учителя тоже этого хотят, значит, мы союзники. Позвольте высказать некоторые рекомендации. Самое главное: не жалуйтесь родителям на детей, ведь мы их любим. Встречи с родителями, я думаю, должны проходить как деловое и дружеское обсуждение проблем. Также прошу: не пишите замечания в дневники, это вечный и ненужный раздражитель как для ребенка, так и для родителей. Полагаю, что и родительские собрания нужно проводить как встречу союзников, а не как производственные планерки. Не обсуждать на них отдельных учеников. И, конечно, будьте открытыми для родителей.
А вот учителям каково работать с современными детьми? На этот вопрос ответил самый титулованный педагог фестиваля Александр Шагалов, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 2016», учитель русского языка и литературы из Армавира:
– Когда задают такой вопрос, мне кажется, хотят иногда услышать: дети сейчас невозможные… Я такого никогда не говорю. Никогда из уст моих хула современному поколению не прозвучала. Да, дети немного другие. Более подвижны, мобильны, им тяжелее сфокусироваться на чем-то одном, долго заниматься одной работой. Но при этом они чуть ли не с младенчества «дружат» с техникой, умеют делать презентации, снимать видео… Потрясающие, творческие, талантливые дети.
Да, бывают проблемы, неуспеваемость. Я все время думаю об этом: успеваемость, конечно, важна, но, наверное, важнее, каков человек, каким станет этот ребенок в будущем. Я уверен, что будущее у нашей страны есть, и оно в этом поколении.