Среди ее авторов – практически все художники первого ряда, чьи имена составляют мировую славу русского авангарда 1920-х годов. Это Николай Фешин, Василий Кандинский, Александр Родченко, Варвара Степанова, Ольга Розанова и другие мастера. Выставка «Авангард. На телеге в ХХI век» является реконструкцией масштабной экспозиции современного искусства, забытой и едва не утраченной в Вятской губернии сто лет назад.
А предыстория такая. После 1917 года Советское государство передало молодым художникам бразды правления искусством, которое должно было служить делу революции, а отдел ИЗО Наркомпроса закупал работы современных авторов и под лозунгом «Культуру в массы» рассылал по стране. Результатом этого должна была стать сеть Музеев живописной культуры (МЖК). Но разруха и тяготы послереволюционного времени не позволили реализоваться этому утопическому проекту.
Осенью 1921 года в Советске (Кировская область) была организована Третья передвижная художественная выставка, которая должна была проехать по семи городам Вятской губернии. Для этого из Москвы, Петрограда, Вятки и Казани было собрано 322 произведения 55 художников, среди которых были как мастера реалистической живописи, так и художники-авангардисты. Перемещаться по губернии произведения должны были буквально на телегах (отсюда и название нынешнего проекта). Но выставку успели показать только в Советске и Яранске, после чего дело застопорилось: началась распутица, кончились деньги и т.д. Вернуть картины в ту же Казань, например, тоже оказалось проблематичным – и до конца XX века они оставались забытыми в запасниках музеев Вятской губернии (Кировской области).
Кураторам проекта «Авангард: на телеге в XXI век» Анне Шакиной и Андрею Сарабьянову пришлось провести почти детективное расследование, в результате которого были обнаружены живописные полотна и графические листы, участвовавшие в передвижных выставках 1920-х годов.
Реконструкция выставки, собранной на заре советской власти для российской глубинки, впервые была представлена в 2020 году в Ельцин-центре (Екатеринбург), затем она побывала в Кирове и Музее русского импрессионизма в Москве.
Полные энергии и духа времени картины позволяют оценить разнообразие советского искусства первых двух десятилетий XX века. Нельзя не восхититься и смелостью художественных кураторов, предложивших зрителю патриархальных уголков России образцы самого актуального на тот момент современного искусства
Казань – четвертая и центральная точка маршрута. На выставке в Кремлевском музее-заповеднике демонстрируется более 200 произведений ярких представителей раннего советского искусства из музейных собраний Кировской области – Вятского художественного музея, Яранского и Слободского краеведческих музеев, а также Музея изобразительных искусств РТ и частных коллекций.
Центральное место в экспозиции занимают находки и открытия, связанные с Казанской художественной школой: работы Павла Бенькова, Василия Богатырёва, Николая Фешина и Веры Вильковиской. К проекту присоединилась также Третьяковская галерея, предоставившая семь живописных работ лидера казанского художественного авангарда Константина Чеботарёва.
«Это, конечно, очень масштабный проект для нас, – отметила начальник выставочного отдела музея-заповедника «Казанский Кремль» Ксения Яровинская. – Выставка построена таким образом, что дает возможность представить себе весь срез художественной жизни мятущихся, беспокойных и тревожных первых десятилетий XX века. Посетители могут проследить, как происходила трансформация и каким образом во вполне понятной реалистической живописи стали появляться ростки авангардного поиска». По ее словам, сама по себе история обретения шедевров сто лет спустя делает этот проект абсолютно уникальным. «Представляю, что чувствовали искусствоведы, когда в запасниках одного из краеведческих музеев Кировской области им в руки попали работы Василия Кандинского, Николая Фешина, Александра Родченко», – отметила сотрудник музея-заповедника.
Любопытно, что на выставке есть двусторонние работы: из-за дефицита материалов художники нередко использовали один и тот же холст. Причем, некоторые полотна, с одной стороны, вертикальные, а с другой – горизонтальные, но бесценно то, что сохранились обе картины!
Экспозиция в Присутственных местах разделена на три тематических раздела: «Реалистическая традиция», «Абстрактный метод» и «Авангардный поиск». Разобраться в направлениях живописи того времени помогает множество пояснительных материалов: историческая хроника 1910-1920-х годов, подробные биографии художников и др. В рамках выставочного проекта готовится также обширная образовательная программа.