Возвращение Сусанина и потоп вместо «Турандот»

Сегодня гала-концертом солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского теат­ра в Казани завершится XLII Международный оперный фестиваль имени Фёдора Шаляпина. Чем он запомнится казанской публике?

Автор статьи: Инга НЕПОМНЯЩИХ

Фото: kazan-opera.ru

Как минимум – премье­рой оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), которая сегодня крайне редкая гостья в музыкальном театре. И то, что шедевр Глинки вернулся на казанскую сцену, – само по себе незаурядное событие, причем всероссийского масштаба. Косвенным подтверждением стало и то, что дирижировать премьерным спектаклем согласился сам Валерий Гергиев, до этого никогда не выступавший с казанским оркест­ром, но досконально знающий оперу Глинки.

Над постановкой работала команда признанных профессионалов: дирижер Андрей Аниханов (Большой театр), режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург). Была проведена большая работа по редакции оперы, но при этом все важные арии и хоры сохранены. «Наш спектакль о том, что подвиг для русского человека – это нормально, не какая-то экстраординарная ситуация. Тема подвига, тема самопожертвования очень важны сегодня», – считает Юрий Александров.

«Спектакль «Жизнь за царя» – это наша дань уважения тем людям, которые стояли у истоков казанской оперы», – в свою очередь пояснил выбор театра им. М.Джалиля его директор и один из основателей Шаляпинского фестиваля Рауфаль Мухаметзянов. Как известно, именно эта опера Глинки 150 лет назад­ положила начало постоянным оперным сезонам в Казани, а в 1899 году партию Сусанина в родном городе пел Фёдор Шаляпин. По словам директора теат­ра, ­Шаляпинский фестиваль – это только начало, в течение года зрителей ждет целая череда культурных событий, посвященных 150-летию казанской оперы. 

«Публика в зале, подспудно понимая, что присут­ствует на историческом событии, своими аплодисментами и криками «Браво!» не давала возможности закрыть занавес. Так эмоционально воздействовала опера Глинки «Жизнь за царя» на зрителей», – поделился своими впечатлениями о казанской премьере московский музыкальный обозреватель Николай Рыбинский.

Заключительным спектаклем фестиваля стала комическая опера Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» в постановке итальянского режиссера Джузеппе Морасси. Ему же принадлежит и сценографическое решение спектакля, выдержанное в ­желто-апельсиновой гамме, отсылающей к солнечной Севилье. Этот спектакль открывал предыдущий Шаляпинский фестиваль, и нынче казанская публика увидела его практически в том же «премьерном» составе. Главные партии исполнили Светлана Москаленко – Розина (Санкт-Петербург), Эмиль Сакавов –  Фигаро (Казахстан), Ярослав Абаимов – Альмавива (Москва), Михаил Казаков – Дон Базилио и другие.

Всего в рамках 42-го Шаляпин-феста состоялось десять спектаклей (не считая камерной программы и двух гала-концертов). Огромное разочарование ожидало только тех, кто рассчитывал воскресным вечером 18 февраля быть среди зрителей оперы Джакомо Пуччини «Турандот». Однако буквально за десять минут до начала спектакля, когда нарядная публика уже заполнила театральное фойе, в здании случился прорыв водопровода. По словам очевидцев, вода хлюпала под ногами, лилась с потолков и просочилась даже на сцену. Понятное дело, представление пришлось отменить «по техническим причинам», а зрителям – вернуть деньги, потраченные на билеты.

По счастью, спустя два дня почти ничто в театре уже не напоминало о досадном инциденте, и следующий фестивальный спектакль – «Евгений Онегин» стал одним из лучших на Шаляпинском фестивале – 2024.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще